Устройство для регулирования и защиты турбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Сацналнстнческих
Республик
«>549582 Г
|, ( (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.11.75 (21) 2188350j06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень М 9 (45) Дата опуоликования описания 26.04.77 (51) М.Кл.-" F 01 D 17/20
F 01 D 2 1 i02
Государственный комнтет
Совета Мнннстрое СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.165-546 (088.8) (72) Авторы изобретения
1О. Л, Лукашенко и Н. А. Брусницын
Калужский турбинный завод (71) 3 а я в и тел ь (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ЗАЩИТЫ ТУРВИНЫ
Изобретение относится к средствам автоматизации турбомашин и может быть использовано, например, для регулирования и защиты паровых турбин для привода питательных насосов.
Известно устройство для регулирования и защиты турбины, содержащее стопорный и регулирующий клапаны, сервомоторы которых подключены к импульсным линиям соответственно блока защиты и блока регулирования частоты вращения (1). Это устройство обеспечивает перемещение стопорного и регулирующего клапанов при воздействии на их сервомоторы сигналов от блоков защиты и регулирования.
Однако в этом устройстве имеется реле закрытия регулирующего клапана при срабатывании блока защиты, что снижает надежность работы устройства.
Известно также устройство для регулирования и защиты паровой турбины привод» питательного насоса, содержащее стопорный клапан, сервомотор которого подключен к импульсной линии блока защиты, и регулирующий клапан, сервомотор которого подключен к импульсной линии блока регулирования частоты вращения (2). Между импульсными линиями блока регулирования и блока защиты включено реле закрытия регулирующего клапана при срабатывании блока защиты.
Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Для уменьшения перестановочных усилий регулирующий клапан в этом устройстве может быть выполнен в соответствии с известным техническим решением, разгруженным таким образом, что камера разгрузки его соединена с камерой перед соплами турбины внешниAt паропрово-, дом, на котором установлен разгрузочный клапан (3). Привод разгрузочного клапана и регулирующего клапана осуществляется од15 ним и тем же сервомотором, Поэтому регулирующий клапан нельзя закрепить жестко на приводном штоке.
Свободная установка регулирующего клапана на штоке может вызвать колебания
2О клапана относительно штока, что снижает надежность работы турбины. Вместе с тем известное устройство не гарантирует плотность посадки клапана, тем самым снижается надежность при аварийной остановке тур25 бины.
Цель изоб1зетения — повышение надежности работы турбины в нормальных и ава )нйных режимах.
Поставленная цель достигается тсм, что разгрузочный клапан снабжен двухпозпцион549582 ным сервомотором, подсоединенным через электромагнитный выключатель к импульсной линии блока защиты.
На чертеже представлена принципиальная схема устройства для регулирования и защиты турбины, которая в данном случае предназначена для привода питательного насоса энергоблока.
Устройство содержит блок защиты 1, включающий в себя дистанционный выключатель, автомат безопасности, реле давления в системе смазки и т. д.; стопорный клапан
2 с сервомотором 8, блок 4 регулирования частоты вращения турбины 5 с сервомотором и с реле б закрытия регулирующего клапана, разгруженный давлением регулирующий клапан 7, камера разгрузки 8. которого соединена через разгрузочный клапан 9 внешним паропроводом 10 с камерой перед соплами турбины, отдельный двухпозиционный пружинный сервомотор 11 для привода разгрузочного клапана, подключенный через специальный электромагнитный выключатель 12 к импульсной линии 18 блока защиты, к которой подключены также ссрвомо- 25 тор 8 стопорного клапана 2 и реле б закрытия регулирующего клапана.
Масло под высоким давлением подается насосом 14 и по маслопроводу 15 поступает в блок 4 регулирования частоты вращения, а по маслопроводу 1б — в блок защиты 1 и через него — в импульс tyto линию 18.
Прп открытом стопорном клапане 2 пар через него из паропровода 17 поступает в ttaропровод 18 и из него через регулирующий клапан 7 в турбину 5.
Протечки пара по уплотнениям разгрузочного поршня 19 клапана 7 поступают в камеру .разгрузки 8 и из нее через открытый разгрузочный клапан 9 по внешнему паропроводу 20 в камеру перед соплами турбины 5.
Устройство работает следующим образом.
При срабатывании блока защиты 1 импульсная линия 18 соединяется со сливом, и давление в линии 18 падает. В результат 45 срабатывают сервомотор 8 — стопорный клапан 2 закрывается, реле б закрытия регулирующего клапана — регулирующий клапан
7 закрывается, и сервомотор 11 привода разгрузочного клапана 9, который при этом также закрывается.
Таким образом, устройство при помощи реле б и закрытия разгрузочного клапана 9 и отдельного двухпозиционного подпружиненного сервомотора 11 обеспечивает необходимую плотность закрытия регулирующего клапана 7 в случае отказа срабатывания стопорного клапана 2 из открытого положения.
Наличие электромагни гного выключателя
12 обеспечивает управление сервомотором 1! привода разгрузочного клапана 9 независимо от положения регулирующего клапана 7.
Благодаря этому. конструктивно возможно жесткое соединение регулирующего клапана
7 с сервомотором блока 4 регулирования (без относительного хода) и максимальная разгрузка регулирующего клапана с обеспечением плотности его закрытия также и в случае несрабатывания стопорного клапана нз открытого положения. Прн этом исключаются автоколебания клапана относительно штока и, тем самым, улучшается качество регулирования частоты вращения, снижается мощность сервомотора привода регулирующего клапана и мощность источника маслоснабжения, повышается надежность работы турбины в целом.
Формула изобретения
Устройство для регулирования и защиты турбины, например, паровой турбины для привода питательного насоса, содержащее стопорный клапан, сервомотор которого подключен к импульсной линии блока защиты, и регулирующий клапан, камера разгрузки которого соединена внешним паропроводом через разгрузочный клапан с камерой перед соплами турбины, а сервомотор подключен к импульсной линии блока регулирования частоты вращения, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы турбины в нормальных и аварийных режимах, разгрузочный клапан снабжен двухпозиционным сервомотором, подсоединенным через электромагнитный выключатель к импульсной линии блока защиты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. А. В. Щегляев, С. Г. Смельницкий. Регулирование паровых турбин, М.-Л.. «Госэнергонздат», 962, с. 165 — 166.
2. Г. Ф. Харицкий и др. Система регулирования приводной паровой турбины, «Энергомашиностроение», 1972, № 12, с. 11 — 13.
3. Авторское свидетельство СССР № 313020, кл. 01 D 17/1О, 1969 r.
549582
Составитель A. Калашников
Техред И. Карандашова Корректор И. Симкнна
Ре:актор М. Васильева
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент:
3 .!!aç 22!/505 Изд. Мв 447 Тираж 709 Подпнснос
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/э