Датчик системы защиты турбомашины от разгона ротора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1549583
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1, аL ûí (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.07.75 (21) 2151580/06 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 26.04.77 (51) М К ч F О1 0 21/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изабретений и открытий (53) УДК 621.165-783.6 (088.8) (72) Авгоры изобретен и я
H. Я. Вильковиский, Г. А. Ушаков и Ю. С. Шершов (71) Заявитель
Ремонтно-производственное предприятие
«Южказэнергоремонт» (54) ДАТЧИК СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ТУРБОМАШИНЫ
ОТ РАЗГОНА РОТОРА
Изобретение относится,к устройствам защиты турбомашин от повышения частоты вращения.
Известен датчик системы защиты турбомашины от разгона ротора, содержащий боек, расположенный в радиальном отверстии ротора, снабженный, направляющими и нагруженный цилиндрической пружиной сжатия (1).
При превышении предельной частоты вращения, заданной выбором соответствующего натяга пружины, боек смещается в радиальном направлении и, ударяя своим концом по рычагу, .приводит в действие систему защиты турбомашины. Недостаток этой конструкции— трение бойка в направляющих и возможность
его заедания, что снижает надежность защиты.
Известен также датчик системы защиты турбомашины от разгона ротора, где боек закреплен в радиальном отверстии ротора на центрирующей подвеске, выполненной в виде плоских спиральных пружин (2). Эти пружины одновременно обеспечивают настройку датчика на заданный уровень срабатывания.
В этой конструкции исключено трение бойка при его радиальных перемещениях.
Указанный датчик является наиболее близким .к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком его является сложная настройка, достигаемая изменением натяга спиральных пружин или изменением толщины прокладок пад бойком, что меняет зазор между бойком и рычагом, плп изменением высоты дистанционной втулки, что требует полной разборки датчика.
Целью изобретения является упрощение настройки датчика, Для этого подвеска выполнена в виде плоской звездообразной пластины с отогнутыми концами, а боек дополнительно соединен с настроечной, пружиной, например пружиной растяжения.
На фиг. 1 показана, конструкция датчика
15 в поперечном сечения ротора, на фиг. 2— сечение А — А фиг. 1. .В роторе 1 турбомашины выполнено радиальное отверстие 2, в котором расположен боек 3. Боек 3 прижат к упорной гайке 4
20 пружиной 5, связанной с настроечным винтом б через оправку 7 пружины 5, а с бойком 8— через его оправку 8. Использование .пружины растяжения улучшает условия центровки бойка.
Подвеска выполнена в виде плоской звездообразной пластины 9 с отогнутыми концами, прикрепленными к гайке 10. Центральной частью пластина 9 закреплена на бойке 8 колпачковой гайкой 11. Настроечный винт б фикЗО снруется контргайкой 12.
549583 При номинальной частоте вращения ротора 1 на боек 8 действует центробежная сила, которая не может преодолеть усилие от предварительного натяга пружины 5, установленного винтом б, поэтому боек 8 прижат к упорной гайке 4.
При повьпшении частоты вращения ротора
1 сверх номинальной возрастает центробежная сила, действующая на боек 8. При достижении определенной частоты вращения, центробежная сила преодолевает натяжение пружины 5 п, так как датчик выполнен астатическим, боек 8 .перемещается до упора в гай ку 10, и своим концом колпачковая гайка 11 ударяет по рычату системы защиты турбомашины (рычаг на чертежах не показан).
При этом пластина 9, обладая малой жесткостью в направлении движения бойка 8 и большей жесткостью в поперечном направлении, осуществляет центрирование бойка 8 в зазоре, не препятствуя его осевому перемещению.
При снижении частоты вращения пружина
5 возвращает боек 8 к упорной гайке 4.
Частота вращения, при которой срабатывает датчик .защиты, устанавливается натяжением,пружины 5 настроечным винтом б.
Для увеличения надежности пластины осуществляют разгрузку ее от деформаций в момент удара бойка по рычату системы защиты, для чего диаметральный зазор в радиальном отверстии вала у рабочего конца бойка, ударяющего по рычагу, ограничивают величиной 2 — 4 мм.
Применение предлагаемого датчика упрощает его настройку при сохранении надежности и быстродействия известного автомата безопасности, что подтверждено проведенными испытаниями.
Фор
Датчик системы защиты турбомашины от
15 разгона ротора, содержащий боек,,закрепленный на центрирующей подвеске в радиальном отверстии ротора, отличающийся тем, что, с целью упрощения настройки, подвеска вььполнена в виде плоской звездообразной
20 пластины с отогнутыми концами, а боек дополнительно соединен с настроечной пружиной, например пружиной растяжения.
Источники информации, принятые во внимание при экопертизе:
1. А. В. Щегляев, С. Г, Смельницкий. «Регулирование паровых турбин», 1962 г., стр. 245.
2. Авторское свидетельство Х 180196, F 01 21/02, 1964.
549583
uz. 7 A-A
Фиг 2
Составитель А. Калашников
Техред И. Карандашова Корректор В. Гутман
Редактор М. Васильева
Заказ 221/505 Изд. № 447 Тираж 709 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»