Муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
.ср ".ц. и
-И-С"А-"Н И Е,,()5496l4
Союз Советских
Сониалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.09.75 (21) 2169422/27 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 03.06.77!
51).Ч.1 л, - F 16 В 11/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений (53) УДК 621.825.54 (088.8) и открытий (72) Автор изобретения
Г. И. Измалков (7!) Заявитель (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения, и в частности применяется для сцепления привода с механизмами, а также и редукторах зубчатой передачи для поочередного сцепления шестерен с ведущим или ведомым валом.
Известны центробежные муфты сцепления.
Например, двухколодочная центробежная муфта, передающая крутящий момент посредством трения, ме кду внутренней поверхностью шкива и фрикционными накладками ко-!
0+01< (I ) .
Недостатко;! таких муфт является жесткое включение.
Известна также муфта, в которой ведомая полумуфта выполнена в виде зубчатого диска с зазором между зубьями и внутренним кольцевым вырезом, в последнем установлены центробежные зубчатые секторы (II).
Данное устройство ягляется наиболее близким к изобретению по технплсской сущности и достигаемому результату.
Однако зта муфта недостаточно надежна г, работе.
Цель изобретения — сознание надежной муфты сцепления.
Достигается это тем, что муфта сцепления снабжена полой звездочкой, установленной на валу, выполненном с ви!п0вым пазом, взаимодействующей с сухариками и имеющей на внутренней поверхности выступ. размещенный в винтовом пазу вала, на котором закреплены диски.
На фиг. 1 изображена муфта сцепления, б разрез в плоскости, проходящей через ось вращения; на фиг. 2 — разрез Л вЂ” Л фпг.
1; на фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 1. . !редложе!!ная муфта состоит из вала 1, бграоана 2, имеющего упорные подшипники
10 8, ограничивающие от перемещений вдоль их оси два диска 4, жестко связанные между собой осями б, на которых вращаются сухар!.ки 6, связанные с полой звездочкой 7, и входят на некоторую глубину в вырезы 8 звсз15 дочки 7. Звездочка 7 имеет в отверстии выступ 9, которым она входит в вин-овой паз 10 на валу 1. Вал 1 связан с дисками 4 шлицевыми соединениями (фиг. 2, 3), выступами 11 в отверстиях дисков 4 и пазами 12 на валу 1.
20 Муфта сцепления работает следующим образом.
Сцепление полумуфт производится приданием поступательного движения валу 1. Прп этом происходит проворот звездочки 7 (на фпг. 2 показано стрелкой) относительно вала
1, так как паз 10 имеет винтообразную форму, Оси э, на которых враща!отся сухарики
6, остаются в том же положении по отношению к валу 1, поско.!ьку от!и жест!со связаны с дисками 4, которые имеют шлицевые соеди549614 нения с валом 1 со шлицами, параллельными оси вала 1. Так как сухарики 6 находятся в вырезах 8 звездочки 7, они тоже поворачиваются со звездочкой 7 и прижимаются к барабану 2, обеспечивая этим сцепление полумуфт. Б
Поверхность сухарика 6, которой он контактирует с внутренней поверхностью барабана
2, такая же, как и поверхность барабана 2 в этом месте, что обеспечивает большую площадь сцепления сухариков 6 с барабаном 2. 10
Для расцепления полумуфт валу 1 придается поступательное движение в обратном направлении. Звездочка 7 тоже вращается в обратном направлении. Сухарики 6 поворачиваются, и их контакт с барабаном 2 нарушается.
Муфта не является реверсивной. Прп вращении вала 1 по направлению стрелки (фиг.
2) и барабана 2 против направления стрелки (фиг. 2), когда каждый из них является ведущим, крутящий момент с вала 1 на барабан 2 и наоборот передается через сухарики
6, оси 5, диски 4 и шлицевое соединение. Это обеспечивает увеличение силы прижатия сухариков 6 к барабану 2 при увеличении передаваемого крутящего момента. Если вращение ведущих полумуфт обратно вышеуказанному, крутящий момент передается через паз
10, выступ 9, звездочку 7 и сухарики 6. Это приводит к уменьшению силы прижатия сухариков 6 к барабану 2 при увеличении передаваемого момента.
Сцепление полумуфт, когда сила прижатия сухариков 6 с увеличением передаваемого крутящего момента увеличивается, происходит при незначительном поступательном усилии на вал 1, а расцепление требует значительно большего усилия. Для того, чтобы уменьшить поступательное усилие на вал 1 при расцеплении муфты, винтообразный изгиб паза 10 при одном и том же угле поворота звездочки 7 делают более вытянутым, кроме того, увеличивают соотношение расстояний от звездочки 7 до оси 5 и от оси 5 до барабана 2.
Применение предложенной муфты позволяет иметь муфту сцепления с надежной работой на больших и малых скоростях вращения ведущей полумуфты.
Формула изобретения
Муфта сцепления, содержащая вал с установленными на нем дисками, на которых закреплены концы осей с размещенными на них сухариками, взаимодействующими с внутренней поверхностью барабана, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена полой звездочкой, установленной на валу, выполненном с винтовым пазом, взаимодействующей с сухариками и имеющей на внутренней поверхности выступ, размещенный в винтовом пазу вала, на котором закреплены упомянутые диски.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Поляков В. С. «Муфты», Машгиз, 1960, с. 296, рис. 187.
П. Авторское свидетельство № 163032, кл.
F 16 D 11/00, 1963 — прототип.
549614
Фиг.2 в
cue.1
ФигЗ
Составитель И. Яцунов
Техред Л. Кочемирова
Корректор И. Симкина
Редактор Н. Петрова
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Заказ 269/978 Изд. № 487 Тираж 1159 Подписное
1ХНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5