Система смазки кинематических пар

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Ссветскнх

Социалистических

Республнк

549б41 (о1) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27Я5.74 (21) 2026234/08 (51) I1.К,;I.- F 16 N 7.38

В 23 Q 11/12 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликова;о 05.03.77. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата с.—.убликозания о.1псания 29.04.77

Государственнык комитет

Совета Мнннстрсв СССР

IlG лелем нзебретеннй н открытий (53) УДК 721.89 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. И. Глухенький и Н. Г. Макаров

Куйбышевский политехнический институт им. В. В. Куйбышева (71) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР

Изобретение относится к централизованным системам смазки с замкнутой циркуляцией и может быть использовано для смазки кинематических пар металлорежущих станков и других машин.

Известны системы смазки кинематических пар, содержащие бак для смазочной жидкости, насос с приводом, фильтр, трубопроводы.

Смазочпая жидкость с помощью насоса подается из бака по трубопроводам к кинематическим парам и после прохождения через пих сливается в бак (1), Недостаток таких систем смазки состоит в том, что даже в наиболее ответствен lllx кинсматических парах режим трения Hp контролируется и не управляется. В тех случаях, когда кинематические пары работа1от в 1иироком диапазоне скоростей и нагрузок (например в универсальных металлорежущих станках), режимы трения в кинематических парах далеко не всегда бывают оптимальными.

Если прокачивается маловязкая смазочная жидкость, то при малых скоростях и больших силовых нагрузках (напримср, черновые режимы резания) в кинематичсских парах реализуется праничпый режим трения, при котором наблюдается значительный износ элементов кинематических и 1р, снижающий их срок службы и надежность. Г1ри "-.ûcoI

Если через кинематические пары прока ивается смазочная жидкость высокой вязкости, то при больших скоростях и малых силогых нагрузках (финишные режимы обработки) имеются значительные энергетические потери за счет 1П1дродинамической перегрузки кп11сматпческих пар. Это вызывает разогрев узлов трения, температурные деформации и потерю точности станка.

При использовании смазочной жидкости средней промежуточной вязкости пе может быть обеспечен оптимальный режим трения ни при высоких скоростях и малhlx нагрузках, пи при больших нагрузках и малых скоростях.

Цель изобретения — повышение срока службы и надежности кпнематических па О. путем обеспечсппя оптимального режима трения в широком диапазоне скоростей и нагрузок и получения автоматического режима приготов IcHIIH Оптимальной по вязкости смазки.

Это достигается тем, что предлагаемая система смазки снабжена двумя дополнптельпымп баками, частично заполненными существенно разновязкими смазочными жидкостями и связанными с основаныAI оаком, содерз<1 жащим общий слив указанных жидкостей, 54964! смесителем, выполненным, например, в виде электромагнитных золотников, связанных с измерительным мостом, н разделителем, осуществляющим обратную связь между основным и дополнительными баками.

Основной бак разделен перегородкой на два отсека, один из которых гидравлпчески соединен с дополнительными оакамн н насосом, а другой — с входом разделителя, при этом перегородка установлена с возможностью перелива смазки, переполнившей отсек, в другой.

На чертеже представлена предлагаемая система смазки.

В бакс 1 находится маловязкая смазочная жидкость, в баке 2 — высоковязкая. Трубопроводами 8 и 4 через смеситель, выполненttb1ft в виде электромагнитных золотников 5 и б, они соединены с баком 7, имеющим отсеки А и B Перегородка, разделяющая бак на отсеки, имеет меньшую высоту по срагнепгно с высотой стенок бака, так что когда отсек А переполняется, смазочная жидкость может свободно переливаться в отсек В. Бак

7 заполнен смесью высоковязкой и маловяз кой смазочных жидкостей произвольного процентного состава так, что перегородка выступает над уровнем жидкости. Отсек А через фильтр 8 и насос 9 связан трубопроводом 10 с кинематической парой 11. Система снабжеHH предохранительным клапаном 12. Отсек

В соединен через фильтр 18, насос 14, обратный клапан 15 и трубопровод 16 с разделителем 17. Для интенсификации процесса разделения и самоочистки молекулярного ситамембраны разделитель запитан от генератора электрических колебаний 18, связанного электрически с контактами магнитного пускателя.

Молекулярное сито-мембрана делит камеру разделителя на два отдела С и Д.

Отдел С через напорный золотник 19 и трубопровод 20 связан с баком 2. Отдел Д соединен трубопроводом 21 с баком !. Трубопровод 16 имеет предохранительный клапан

22. Измерительный элемент, выполненный в виде моста сопротивления 28, связан через фазочувствительный усилитель 24 с поляризованным реле 25, контакты которого электрически соединены с обмотками электромагнитных золотников 5 и 6. Одним плечом измерительного моста является электрическое сопротивление смазочного слоя, разделяющего звенья 26 и 27, образующие кннематическую пару, а другим плечом — задатчик 28, выполненный .в виде переменного сопротивления. Обмотка пускателя П, соединена с фазой с и нулевым проводом через ртутные выключатели реле уровня 29 и 80, установленных в баках 1 и 2. Контакты магнитного пускателя связаны с обмоткой двигателя 81 и фазами а, К с трехфазной электрической сети.

Трубопровод 82 соединяет верхний уровень бака 2 с отсеком В бака 7. Трубопровод 38

""вязывает выход смазочной жидкости от кпнематических пар с отсеком А бака 7.

l0

l5

25 зп

35 о

Система работает следующим образом.

С помощью задатчнка 28 устанавливают

t!) жH) ю м1!нимальную толщину сMазочEIОГО слоя в наиболее ответвленной кинематической аре. Систему вк:почают в работу.

Если при данном режиме работы кинематических пар и данном процентном составе смазочной жидкости в отсеке А минимальная толщина смазочного слоя не имеет существенного отклоне|шя от заданного значения, то смазочная жидкость подается через фильтр

8, t;Bco 9, труоопровод 10 B кинематнческие пары, откуда по трубопроводу 88 сливается в отсек Л.

Если минимальная толщина смазочного слоя меньше заданной, то возникает разбаланс измерительного моста 28. Сигналом разбаланса после усилителя 24 с помощью реле

25 включается в работу электромагнитный золотник 6. Из бака 2 поступает в отсек А высоковязкая смазочная жидкость, которая, смешиваясь с имеющимся составом, повышает его вязкость до тех пор, пока смазочный слой достигнет заданной толщины. При понижении уровня в баке 2 поплавок реле уровня 80 опускается и его ртутный выключатель замыкает цепь питания обмотки магнитного пускатсля П,, который включает в работу двигатель 81 насоса 14 и генератор 18. Смесь прежнего состава из отсека В через обратный клапан 15 подается в отдел С разделителя.

При этом маловязкая составляющая, имеющая существенно меньшие размеры молекул, проходит через сито-мембрану в отдел ,ц, откуда по трубопроводу 21 — в бак 1.

Высоковязкая составляющая, имеющая более крупные молекулы, остается в отделе С. По мере накопления этой составляющей повышается давление, открывается напорный золотник 19, и часть жидкости сливается в бак

2. Так повторяется при каждом повышении давления в отделе С. Процентный состав смеси в отсеке А меняется в сторону увеличения вязкости. Когда вязкость достигнет такого значения, при котором минимальная толщина смазочного слоя увеличится до уровня заданчой, разбаланс моста исчезает, якорь Р поляризованного реле 25 занимает нейтральное положение, золотник б перекрывает проходное сечение трубопровода 4. Кинематические пары смазываются смесью вновь установившегося процентного состава. Если уровень жидкости в баке 2 ниже заданного, то насос

14 и генератор 18 продолжают работать. При достижении заданного уровня поплавок реле

80 поднимается, а его ртутный выключатель разомкнет цепь питания обмотки пускателя

f7t. Так как бак 1 в это время заполнен до заданного уровня, то ртутный выключатель реле уровня 29 находится в положении «Выключено». Двигатель 81 насоса и генератор ! 8 от кл юч а ется.

Если минимальная толщина смазочного слоя ока,жется существенно больше заданной, то появится сигнал разбаланса противополож549641 ной полярности. При этом сработает золотник 5, маловязкая составляющая из бака подается в отсек А, снижая вязкость состава и уменьшая толщину смазочного слоя до заданного значения. При этом понижается уровень в баке 1, поплавок реле уровня 29 опускается и его ртутный выключатель замыкает цепь питания обмотки магнитного пускателя

П,, Вк;почается в работу насос 14 и разделитель 17. Чаловязкая составляющая поступает в бак 1, высоковязкая — в бак 2, Если в высоковязкой составляющей будег содержаться некоторая часть маловязкой составляющей, не успевшей пройти через ситомембрану в отдел Д, то бак 2 будет наполняться до уровня сливной трубки 82, по которой избыток жидкости будет сливаться в отсек В и вновь засасываться насосом 14 для повторного разделения. При достижении заданного значения минимальной то:ицнны смазочного слоя сигнал разоаланса исчезает, золотник 5 перекрывает трубопровод, идущий от бака i. Кинематические пары смазываются установившимся составом смеси. Насос 14

;1 разделитель 17 работают до тех пор, пока уровень смазочной жидкости в баке 1 достигнет заданного значения. При этом поплавок реле 29 поднимается, а ртутный выключатель разорвет цепь питания обмотки пускателя П1.

Так как бак 2 в это время заполнен, то ртутный выключатель реле 80 находится в положении «Выкл1очено». Двигатель 31 отключается. Одновременно отключится разделитель 17. 35

Прн изменении режима работы кинематических пар изменяется процентный соста". смеси в изложенном порядке.

Формула изобретения !. Система смазки кинематическнх пар с замкнутой ц11рк ляцlгей смазочнои жидкости, размещенной в основном баке, п непрерывным контролем толщины слоя смазки в наиболее ответственной паре с помощью измерительного моста, Одним плечом которого является электрическое сопротивление слоя смазки, а другим — задатчик минимальной тОлщины смазl,"н. О т:1 н ч а Io щ а я с я тем, что. с целью повышения срока службы и надежности кинематическнх пар путем Ооеспечения оптимального режима треш1я в широком диапазоне скоростей н нагрузок и получения автоматического режима приготовления оптимальной пo вязкости смазки, Она снабжена двумя дополнптельнь;ми бакамн, частично заполненными существенно разновязкими смазочными жидкостями и связанным I с основным баком. содержащим об1цнй с.пнв указанных жидкостей, смесителе»l, выполненным, например, в виде электромагнитных золотников, связанных с измерительным мостом, и разделителем, осуществля1ощпм обратну|О связь между основным и дополнительными баками.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что основной бак разделен перегородкой на два отсека, один из которых гидравлически соединен с дополнительными баками и насосом, а другой — с входом разделите.пя. при этом перегородка установлена с возможностью перелива смазки, переполнпвшен один отсек, в другой.

Источник информации, принятый во внимаí,**,е -при экспертизе:

В. И. Дикушнн. «Смазка металлорежущнх станков». Машгиз, М., 195G, стр. 179.

Составитель В. Гришков

Редактор И. Бродская Текред Л. Кочемирова Корректор И. Симкина

Заказ 220/508 Изд. Ко 457 Тираж 1159 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ио делам изобретений и открытий

Москва, 5Ê-35, Раушская паб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»