Каротажный фоторегистратор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.75 (21) 2117492/25 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.?7. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 23.06.77 (51)М.Кл. G 01 Ч 1/28

Государственный комитет

Совета й1инистров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 550 834 (088.8) (72) Лвтор изобретения

В. И, Антоненко (71) Заявитель (54) КАРОТА7КНЫЙ ФОТОРЕГИСТРАТОР

Изобретение относится к промыслово-геофизической аппаратуре, предназначенной для исследования скважин.

Известны фоторегистраторы с лентопротяжным механизмом, где применяется синхронный двигатель или двигатель постоянного тока (1).

Однако эти регистраторы нельзя использовать при карота кных работах.

Наиболее близким к предлагаемому является каротажный фоторегистратор, содержащий лентопротяжный механизм, редуктор и электрический двигатель, в котором запись ведется в функции глубины, т. е. синхронно со скоростью подъема скважинного зонда.

В этом регистраторе в качестве двигателя использован сельсин-приемник, связанный электрически с сельсин-датчиком, укрепленным на блоке-балансе подъемного устройства 12), Известные фоторегистраторы надежны и просты. Однако увеличение ширины фотобумапи требует увел ичения мощности двигателя, а стандартные сельоины оказываются маломощными, возможны пробуксовки сельсина и бумаги. Кроме того, развивающаяся в настоящее время тенденция к обработке геофизических данных на вычислительной машине, запись и воспроизведение на магнитной ленте и другое требуют возможности регистрации каротажных кривых в функции глубины при выводе информации из вычислительной машины или при воспроизведении ее с магнитной ленты. Л это невозможно BBèäó отсутствия электронной схемы синхронизаций скорости

5 двигателя с частотой опорных импульсов.

Цель изобретения — увеличение функциональных возможностей каротажного фоторегистратора при работе в комплексе с вычислительными и считывающими устройствами.

Указанная цель достигается тем, что в фоторегистратор введен электронный блок, управляющий скоростью вращения двигател:. пропорционально частоте опорных импульсов, включающий усилитель мощности, питающий

15 двигатель, преобразователь код-аналог, реверсивный счетчик, узел антисовпадений, датчик опорных импульсов и датчик ответных импульсов, причем электрический двигатель подключен к усилителю мощности, вход которого

2О через преобразователь код-аналог соединен с реверсивным счетчиком, суммирующий вход которого через узел антисовпадений соединен с датчиком опорных импульсов, а вычитающий вход соединен с датчиком ответных импульсов, механически связанным через редуктор с ротором двигателя.

Узел антисовпаден ий состоит из двух схем

«запрет», прямые входы которых соединены с соответствующими одновибраторами-формирователями опорных и ответных импульсов, вы549765

15 ходы — с соответствующими входами реверсивногосчетчика, а выходы одновибраторовформирователей через схему И и одновибратор запрета соединены с запрещающими входами обеих схем «запрет».

На чертеже показана функциональная электрическая схема каротажного фоторегистратора.

Фоторегистратор состоит из лентопротяжного механизма 1, редуктора 2, двигателя 8, усилителя мощности 4, преобразователя коданалог 5, реверсивного счетчика б, двух схем

«запрет» 7 и 8, одновибратора запрета 9, схемы И 10, двух одновибраторов-формирователей 11 и 12, датчика 18 опорных импульсов и датчика ответных импульсов 14.

Фоторегистратор. работает следующим образом.

При включении прибора реверсивный счет.чик 6 находится в «нулевом» состоянии и на выходе преобразователя код-аналог 5, а следовательно, и усилителя мощности 4 напряжение равно нулю. Двигатель не вращается.

При поступлении информации опорные импульсы начинают поступать от датчика 18 на вход одновибратора-формирователя 11 узла антисовпадений (узел антисовпадения включает в себя два одновибратора-формирователя 11 и 12, две схемы «запрет» 7 и 8, одновибратор запрета 9 и схему И 10). Сформированные одновибратором импульсы через схему «запрет» 7 поступают на суммирующий вход реверсивного счетчика 6. Счетчик накапливает импульсы и на выходе преобразователя код-аналог 5 и усилителя мощности 4 растет напряжение. С ростом напряжения двигатель набирает обороты. Между тем, датчик 18 в течение каждого оборота двигателя выдает, например, один импульс. Этот импульс поступает на одновибратор 12 и, сформированный по длительности и напряжению, через схему «запрет» 8 — на вычитающий вход счетчика б. Если обороты двигателя малы и, следовательно, частота ответных импульсов мала по сравнению с частотой опорных импульсов, то количество «единиц» в счетчике растет и скорость вращения двигателя увеличивается до гех пор, пока частота ответных импульсов не сравняется с частотой опорных импульсов. Например, на каждый опорный импульс приходит ответный, и количество «единиц» в счетчике не изменяется. Таким образом, за весь период работы ответных импульсов вырабатывается столько, сколько поступает опорных, т. е. скорость вращения двигателя пропорциональна частоте поступающих импульсов и не имеет временной ошибки. Узел антисовпадений служит для исклочения ошибки илп сбоя реверсивного счетчика при случайном совпадении опорного и ответного импульсов. Если эти импульсы приходят в разное время, то онн беспрепятственно проходят через схемы «запрет» на входы счетчика. При случайном совпадении этих импульсов в пределах времени, оп20

65 ределяемом длительностью импульсов одновибраторов 11 и 12, импульсы через схему И-10 запускают одновибратор запрета 9, а последний закрывает схемы «запрет» 7 и 8 и опорный и ответный импульсы не поступают на реверсивный счетчик, что исключает погрешность счета за счет ограниченного быстродействия реверсивного счетчика.

Каротажный фоторегистратор может быть использован при проведении каротажных работ на скважине, при записи каротажных кривых в функции глубины в случае передачи информаций по радиоканалу или воспроизведении ее с устройств магнитной записи, ЭВМ и специальных вычислительных устройств.

Предложенное устройство имеет следующие преимущества перед подобными системами с шаговым двигателем: мощность двигателя может быть сколько угодно большой; протяжка устойчивая равномерная и без рывков.

Устройство просто, при длительном рабочем цикле обеспечивается высокая точность обработки оборота.

Формула изобретения

1. Каротажный фоторегистратор, содержащий лентопротяжный механизм, редуктор и электрический двигатель, отличающийся, тем, что, с целью повышения функциональных возможностей каротажного фоторегистратора, в него введен электронный блок, управляющий скоростью вращения двигателя, пропорционально частоте опорных импульсов, включающий усилитель мощности, питающий двигатель, преобразователь код-аналог, реверсивный счетчик, узел антисовпадений, датчик опорных импульсов и датчик ответных импульсов, причем электрический двигатель подключен к усилителю мощности, вход которого через преобразователь код-аналог соединен с реверсивным счетчиком, суммирующий вход которого через узел антисовпадений соединен с датчиком опороных импульсов, а вычитающий вход соединен с датчиком ответных импульсов, механически связанным через редуктор с ротором двигателя.

2. Каротажный фоторегистратор по п. 1 о т:I и ч а ю шийся тем, что, узел аптисовпадений состоит из двух схем «запрет», прямые входы которых соединены с соответствующими одновибраторами-формирователями опорных и ответных импульсов., выходы — с соответствующими входами реверсивного счетчика, а выходы одновибраторов-формирователей через схему И и одновибрятор запрета соединены с запрещающими входами обеих схем «запрет».

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе изобретения:

1. Справочник геофизика. т. 2, Гостоптехиздат, 1961, с. 437.

2. Заворотько Ю. М. Методика н техника геофизических исследований скважин. М., «Недра», 1974, с. 30 — 34 — прототип.

549765

Составитель А. Васильев

Корректор И. Симкина

Техред И. Карандашова

Редактор С. Титова

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 265/970 Изд. № 467 Тираж 729 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4/5