Способ защиты человека от поражения током вблизи воздушной линии электропередачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е >549853

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союв Советских

Сониалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.02.73 (21) 1887438/07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 04.07.77 (51) М.Ул.а H 02 H 5/12

Н 02 Н 3/28

Государственный комитет

Совета Министров СССР ао делем изобретений и открытий (53) УДК 621.316.925 (088.8) (72) Авторы изобретения Л. О. Петри, В. К. Куликов, Л. А. Бахрах и В. Г. Сиводедов (71) Заявители Московский ордена Ленина энергетический институт и Новосибирский электротехнический институт (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОРАЖЕНИЯ

ТОКОМ ВБЛИЗИ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ

ЭЛ ЕКТРО П ЕР ЕДАЧ И

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для защиты человека от опасного приближения к проводам линии электропередачи при работе высокогабаритных механизмов, например автокранов.

Известен способ защиты человека от поражения током при работе на высокогабаритных механизмах вблизи воздушной линии электропередачи (1). Этот способ основан на косвенном определении расстояния от проводов до защищаемого механизма по результату измерения напряженности магнитного поля

ВЛ электропередачи в одной из точек его пространства.

Известен другой способ защиты — с реакцией на электрическое поле ВЛ электропередачи, реализованный в автоматическом сигнализаторе опасного напряжения (2). Принцип действия заключается в том, что в датчике электрического поля (антенна), внесенным в электрическое поле ВЛ ЛЭП, наводится ЭДС, зависящая от расстояния датчика до проводов

ЛЭП. Эта ЭДС (сигнал) усиливается, детектируется и сравнивается с уставкой срабатывания.

Недостаток известных способов защиты человека от поражения током заключается в необходимости использования в приборах защиты опорной величины, значение которой при прочих равных условиях определяется номиналом напряжения ВЛ электропередачи и которая может быть изменена в соответствии с напряжением линии только с помощью неавтоматическогоо переключения.

По предлагаемому способу с целью повышения точности при различных номинальных напряжениях линии электропередачи измеряют напряженность электрического поля во второй точке пространства, отстоящей от первой точки на расстоянии, определяемом уставкой срабатывания, а в качестве уставки берут отношение напряженностей электрического поля в указанных точках.

На фиг. 1 изображена структурная схема

15 устройства, реализующего способ; на фиг. 2— график зависимости напряженности электрического поля ВЛ электропередачи от коорди нат точек пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси ЛЭП.

20 Цифрами I, II, I II u IV (фиг. 2) обозначены линии напряженности на разной высоте, Горизонтальная ось отсчета расположена на поверхности земли, а вертикальная прохо дит через крайний провод ВЛ электропереда25 чи (например, для ЛЭП 10 кв).

Вблизи проводов ЛЭП для измеренной на пряженности в одной точке поля можно найти в другой точке напряженность, меньшую в постоянное число раз (например, ЕА/E> =2), 30 отличное от единицы, причем удаление вто549853 рой точки от первой по горизонтали и по вертикали не превышает предела габарита передвижного механизма. Вдали от ВЛ отношение напряженностей поля в выбранных точках стремится к единице.

Распределение кривых равной напряженности ВЛ электропередачи для линий напряжения до 35 кв носит такой характер, что заданное отношение напряженностей в двух точках пространства, находящихся на постоянном расстоянии друг от друга, возникает от ЛЭП на расстояниях, соответствующих допустимым приближениям к проводам линии, что дает возможность судить об опасности гриближения к проводам линии независимо от ее напряжения.

Устройство, реализующее способ (фиг. 1), состоит из двух идентичных датчиков 1, 2 напряжеHностH поля, 5 силителей 8, 4, измерительного органа 5 отношения напряженностей и исполнительного органа б. Датчик 1 устанавливается в наиболее высокой части механизма (например, на оголовке стрелы автокрана), датчик 2 на корпусе механизма с удалением от первого по высоте на 4 м и по длине на 12 м при рабочем положении стрелы, что обусловлено графиком кривых равной напряженности (фиг. 2).

Сигнал датчиков 1 и 2, усиленные в одинаковое число раз, подаются в измерительный орган б отношения напряженностей, на выходе которого сигнал вырабатывается только при превышении отношением напряженностей заданного значения. Таким образом, достигается защита от опасного приближения к проводам линии электропередачи различного номинального напряжения без перенастройки персоналом уставки срабатывания, что повышает безопасность работ вблизи ЛЭП передвижных высокогабаритных механизмов.

Формула изобретения

Способ защиты человека от поражения током вблизи воздушной линии электропередачи при работе передвижных высокогабаритны; механизмов, например автокранов, путем измерения напряженности электрического поля в одной.из точек пространства вблизи линии, сравнения измеряемой величины с уставкой и сигнализации об опасном приближении к линии при превышении уставки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности при различных номинальных напряжениях линии, измеряют напряженность элек2О трического поля во второй точке пространства, отстоящей от первой точки на расстоянии, определяемом уставкой, а в качестве уставки берут отношение напряженностей электрического поля в указанных точках.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Козлов В. И. «Прибор для защиты от прикосновения к токоведущим частям», «ИзЗО вестия ВУЗов», «Приборостроение», 19б7 год, т. 10, № 4 (аналог).

2. Мазаник Л. А. «Применение радиоэлектроники при эксплуатации стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередач», 35 «Безопасность труда в промышленности», № 12, 1970 год (прототип), 549853 ч в

7Ю0

Составитель Ю. Барабанов

Техред И. Сметанина Корректор И, Симкина

Редактор В. Фельдман

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 28I/969 Изд. № 477 Тираж 899 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5