Устройство для предварительного контроля изоляции обмоток трехфазного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Я И Е 54д854

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистическим

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.11.73 (21) 1976371 07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 04.07.77 (51) Ч Кч г H 02 Н 7 00

G 01 R 27/18

Государственный коюитет

Совета Министров СССР оо делаю нзобретеикй (53) УДК 621.316. 25 (088.8) н открытий (72) Авторы изобретения

И Дудкин и А П Ят вио (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТО1

ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Устройство относится к технике релейной защиты и может быть использовано для контроля изоляции и целости обмоток трехфазных электродвигателей, а также для контроля питающей линии между пускателем и электродвигателем.

Известны устройства для защитного отключения электроустановок на постоянном оперативном токе (1). Входным сигналом в таких схемах является постоянный ток, проходящий через сопротивление изоляции контролируемой электроустановки. Устройство имеет ограниченное число срабатываний, и для его работы необходимо использование дополнительного трансформатора и дросселя. Известны также блокировочные реле контроля изоляции, осуществляющие предварительный контроль изоляции (2). Устройства защиты с блокировочным реле измеряют сопротивление изоляции потребителей и не позволяют их включать, если изоляция неисправна. Указанные реле не предотвращают включения потребителей, если имеет место обрыв в цепи обмоток электродвигателя или линии связи между выходными клеммами пускателя и электродвигателя, Кроме того, схема с блокировочным реле имеет также ограниченное число срабатываний.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем контроля обры- ЗО ва питающей линии до места подключения устройства.

Указанная цель достигается тем, что измерительный орган реле контроля изоляции выполнен на тиратроне тлеющего разряда с тиристорным выходом, анод и сетка которого через резисторы подключены к соответствующим фазам электродвигателя, а через конденсаторы — к земле, а катод через резисторы подключен к земле и управляющему электроду выходного тиристора, включенного в цепь исполнительного органа.

Принципиальная электрическая схема устройства приведена на чертеже.

Предлагаемое устройство содержит измерительный орган на тиратроне тлеющего разряда Л с конденсаторами задержки С1 и зарядным Сг, резисторами Ri — Rq и тиристором

Д, исполнительный орган реле Рь Управление электродвигателем М осуществляется кнопками КнП и КнС и контактами пускателя

Рг. Резистор Л5 соответствует эквивалентному сопротивлению изоляции линии связи между пускателем и электродвигателем и обмоток этого двигателя. Резисторы Ri — Rq подключаются к выходным клеммам пускателя

Рг. Сопротивлением зарядного резистора Р ° обеспечивается ток выключения тиратрона Л при его зажигании. К источнику постоянного напряжения подключен делитель из резисто549854 ров R> и R„-, и до напряжения, снимаемого с нижнего его плеча, производится заряд конденсаторов С и С>. Учитывая, что активное сопротивление обмоток электродвигателя сравнительно мало, величину сопротивления резистора R> выбирают такой, чтобы при снижении сопротивления изоляции ниже нормы тиратрон Л не срабатывал.

Устройство работает следующим образом.

После подачи постоянного напряжения Е, если уровень изоляции линии связи и обмоток электродвигателя М находится в норме, через резисторы R, и R, заряжаются конденсаторы С и С> до напряжения, достаточного для зажигания тиратрона Л. Снимаемым с его катодного резистора R4 импульсом через резистор R< открывается тиристор Д и включается реле Рь После замыкания контактов реле Р электродвигатель М может быть включен пускателем Р,. При выключении электродвигателя необходимо снятие напряжения Е.

Если уровень изоляции ниже нормы, то напряжение заряда конденсаторов С и С недостаточно для зажигания тиратрона Л, реле

Р, не включается и электродвигатель М не может быть включен пускателем Р .

Таким образом, при работе предлагаемого устройства осуществляется контроль изоля ции и целостность линии связи между выходными клеммами пускателя и электродвигателем, а также контроль изоляции обмоток электродвигателя. При неисправной линии связи, обрыве обмоток двигателя и низком уровне изоляции устройством предотвращается включение в сеть защищаемого электродвигателя.

Формула изобретения

Устройство для предварительного контро-ля изоляции обмоток трехфазного электродвигателя, содержащее магнитный пускатель с кнопками управления, источник оперативного

10 постоянного тока, включенный между землей и через резистор с одной фазой электродвигателя параллельно исполнительному органу реле контроля изоляции, контакт которого включен в цепь катушки магнитного пускателя, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем контроля обрыва питающей линии до места подключения устройства, измерительный орган реле контроля изоляции выполнен

20 на тиратроне тлеющего разряда с тиристорным выходом, анод и сетка которого через резисторы подключены соответственно к другим фазам электродвигателя, а через конденсаторы — к земле, а катод через резисторы под25 ключен к земле и управляющему электроду выходного тиристора, включенного в цепь исполнительного органа, Источники информации, принятые во вниЗ0 мание при экспертизе:

1. Мотуско Ф. Я. Защитное устройство в электроустановках. М., «Энергия», 1973 r., стр. 171 — 173.

2. Шипунов Н. В. Защитное отключение.

35 М., «Энергия», 1968 r., стр. 120 (прототип).