Двухслойная ступенчатая обмотка барабанного якоря электрической машины постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОГ1ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»>549863

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.10.75 (21) 2181167 07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллетень ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 19.05.77 (51) Ц.Кл Н 02 К 13/14

Государственнык комитет

Совета Министров СССР по делам изобретекий и открытий (53) УДК 621.3.01ч. .

:621.313." (088.8) (72) Авторы изобретения

С, П. Калиниченко, Н. Ф. Озерной и НЭ. Г. Дудин (71) Заявитель (54) ДВУХСЛОЙНАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ОБМОТКА

БАРАБАННОГО ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится,к электри|чееким машинам,постоянного тока с якорем барабанного ттепа.

Известны канструкции обмоток барабанного я коря машин постоянного то ка, состоящие из сеиций, а ктивные стороны которых укладываются в два слоя в пазы якоря. В одном слое обмотки рядом, в аднам,реальном пазу, магут укладываться, несколько секционных сторон, например, две, три, четыре, пять и т. д. Реальный,паз состоит соответственно из двух трех, четырех,,пяти и т. д. элемента рных,пазов (1). ,В процессе ком мутации,происходит замыкание нескольких секций щеточным кантактом на коллекторе. Изменение така в замкнутых или коммутируемых сеициях .при прочих равных условиях зависит от электраматнитных связей каждой,коммутируемой секции с соседними коммутируемыми секциями. Чем лучше эти связи, тем большая часть запасенной электромагнитной энерпии секции при выходе ее из .процесса коммутации может быть переда на,соседним коммутируемым секция м, или тем легче будут уславия безыекровой .коммутации указанной секции.

При размещении обмотки прулпами секций la,пазах якоря электрамапнитные связи для отдельных секций оказываются различными. В,наихудших условиях коммутации находятся секции, имеющие .наименьшие электрама пнитные связи с соседиBMH коземутируеными секциями. В большинстве случаев секции также являются последними в пазу,;в котором завершаются процессы коммутации секций. В технической литературе эти секции называют обособленны ми или самостоятельныоки.

Коммутационная способность машины .постоян|ного така за висит от величины электрома пнитных связей именинно этих обособленных секций. Чем больше электромагнитные связи этих секций с другими коммутируемыми секциями, тем благаприятнее условия для безыокровой ком мутации машины постоянного така.

Известна та(кже ступенчатая обмотка барабанного я коря машины постоя нного тока (2). Обмотка состоит из секций, которые вы20 полне ны с одним, равным для всех секций, первым частичным ша гом, определяемым числом элементарных пазов между сторонамот секции.

25 Взаимное .положение коммутируемых секций определяется величиной первого частичного шата. Так ка к в указан ной ступенчатой обмотке первый частичный шаг один для всех секций, воем о жзтости;кам 6 и нации взаимного зо расположения,коммутируемых секций с це549863 лью исключения обосо блен ных секций в процеосе ксммутации огра ничены.

Ступенчатая обмо пка барабанного якоря маши ны постоянного тока является наиболее близкой по технической cyuIIHocxH и достигаемому результату,к .изобретению.

Цель изобретения — повышение коммутац1ио нной способности электрической ма ши.ны постоянного тока.

Указанная цель дсстигается Tcм, что секции обмотки якоря. рааположенные в одном лазу, вы пол иены с различным, первым частичным шагом, определяемым числом элементарных пазов между сторонами секции, а количество указан|ных,шагов определяется, нечетным рядам .цифр, начиная,с трех.

В результате обособленные, в частности последние секции паза, IKQTopblhIH завершаются процессы коммутации в пазу, перекладываются в соседний паз, где еще имеются комиутирующиеся проводники, а на освободившееся .место укладывается секция из указа нного соседнего,паза. Перемещение секционных сторон в соседние пазы мажет, производиться в .верхнем или нижнем слоях обмотки путем соответспвующих пересоединений .в .передней и задней лобовых частях о.бмотки.

Указа нное перемещение может быть npuNенено .для .двух, четырех или дру гolo четного кол и|чес пвà секционных сторон одного паза. П ри вьипол нен ии перемещения обособленной секциями;B соседний паз ОНа теряет свою обосаблен ность, т. е. электромагнипные связи с другими коммупируемыми,секцияьми повышаются, и в щеточном .контакте .может выделяться меньшая часть за па сен ной электро:маани пной энер гии секции. Секции обмотки я коря,,перемещенные и,неперемещен ные, выполняются с различными первыми частичными ша гами.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой двухслойной ступенчатой обмотки якоря электрической машкины,постоян ного тока с тремя,сеицион ными cTopolHBiMH, размещенными,в одном реалынам пазу.

Предл а гаем а я двухслойная ступенчатая обмотка барабанного якоря электрической машины постоянного така состоит из активных проводников 1, 2, 8, уложенных в верх5 нем слое обмотки, н 1, 2, Т, уложенных в пижонам слое обмопки. Активные,проводники соединены,в секции 4, 5, б, которые уложены в,пазы 7 якоря.

В лобовых частях секции со стороны колlo ле ктора 8 выполнены перекрещивания секции

9. Таким образом, секции 4 и 5 являются перемещенными и немеют первые часпич ные шаги, отличающиеся на единицу в одну и другую сторону от,пер ного частич|ного шага,неперемещенной секции .б, Количество .первых частичных шагов для обмопки, llloKa33HIHQH на чертеже, равно трем, При выполнении двухслойной ступенчатой обмотками ба раба нного якоря с разл ичным

20 первым частичным шагом коммутацИонная способность машины, особенно в перегрузоч ных режимах, су щественно улучшается.

Формула изобретения

Д вухслой1ная ступенчатая обмотка бараба нного якоря электрической машины .постоя нного тока, состоящая пз сеиций, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения коммута ционной clIlocoáíoñòH элек прической маши ны, секции, рааположен ные .в одном пазу, выполяены с различным перовым частичным ш а гом, опр Едел я ем ым числом элементарных пазов между сторонами секции, а количест35 во указа н ных шагов определяется нечет1ным рядом цифр, начиная с трех.

Источники и нформации, использованные при зкапертизе:

40 1. Дрейфус Л. «Коммутация больших маши и постоя нного тока, теория,ком мута цион,ных,ра астройств», «Acta Polytechniica», 1954 г. ,1 о 6

2. Костенко М. П., Пиотровский Л. М., 45 «Электрические машины», ч. 1, Л., 1972 r., стр. 98, .рис. 3 — 20 (прототип).

549863

1,7

Составитель С. Венгржановская

Редактор И. Тимофеева Техред М. Семенов Корректор И, Симкина

Заказ 204 520 Изд. № 445 Тираж 899 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

//;

ll

// / 1

/, / /

1 Ю1

/l

7 1 71 У

//