Тормозное устройство электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН И Я

Х АВТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»>549866

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.10.74 (21) 2064366/07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Вюл",åòåíü ¹ 9 (45) Дата опубликования описания 19.07.77 (51) М.Кз H 02 К 49 02

Н 02 К 7/1О

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.13..024 (088,8) (72) Авторы изобретения

В. Т, Сысенко, Ю. Г. Бухгольц, В. Н. Зонов и Э. М. Гусел ьн и к о в (71) Заявитель

Новосибирский электротехнический институт (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛ ЕКТРОДВИ ГАТЕЛ Я

Изобретение относится к самотормозящимся электродвигателям, в которых меха ническое тормозное устройство конструктивно объединено с электродвигателем в единое целое. Самотормозящиеся электродвигатели применяются всюду, где требуется быстрая и точная остановка взаимодействующего с электродвигателем механизма.

Известно тормозное устройство электродвигателя, включающее вспомогательный элсктродвигатель, служащий только для управления тормозом (1).

Также известно тормозное устройство электродвигателя, включающее устанавливаемый на валу электродвигателя тормозной диск и вспомогательный асинхронный двигатель с аксиальным зазором между его ротором, размещенным на подшипниках качения, и установленным на корпусе статором. снабженным фазной обмоткой (21.

Недостатком таких конструкций является то, что в момент пуска ротор вспомогатель ного электродвигателя находится в режиме короткого замыкания, и поэтому основной поток примерно на 50% ослаблен размагничивающим потоком ротора. Вследствие этого сила, воздействующая на колодки тормозного диска, сравнительно мала (т. к. она определяется через квадрат индукции в воздушном зазоре) . Кроме того, образуются дополнительные потери энергии в роторе вспомогательного электродвигателя.

Цель изобретения — снижение потерь энергии и увеличение силы одностороннего

6 магнитного притяжения в момент растормаживания электродвигателя за счет предварительного вывода ротора вспомогательного электродвигателя на номинальную скорость вращения.

Поставленная цель достигается тем, чт> статор вспомогательного асинхронного электродвигателя устанавливается между тормозным диском и ротором с возможностью перемещения в аксиальном направлении.

На фиг. 1 изображено тормозное устройство электродвигателя в продольном разрезе; на фиг.,2 — узел 1 на фиг. 1.

Предлагаемое устройство включает статор

1 основного электродвигателя 1 и ротор 2 основного электродвигателя. Обмотка 8 ста. тора основного электродвигателя последовательно соединена с обмоткой 4 статора вспсмогательного электродвигателя. На вал ротора основного электродвигателя насажен

25 тормозной диск 5 с возможностью перемещения в аксиальном направлении. В корпус основного электродвигателя 6 вкручены шпильки 7 с равномерным шагом, равным

120 . Гайками 8 притягивается подшипниковый щит 9 основного электродвигателя к кор.

549866 пусу б. На шпильках 7 установлен статор 10 вспомогательного электродвигателя, который в обесточенном состоянии поджат к тормозному диску 5 пружинами 11, надетыми на шпильки 7. Пружины 11 с другой стороны поджимаются гайками 12. Гайками 18 через втулку 14 выставляется воздушный зазор вспомогательного электродвигателя.

Ротор 15 вспомогательного электродвигателя надевается через подшипники 1б и втулку 17 на вал ротора основного электродвигателя. Втулка 17 упирается одним своим концом в кольца 18, необходимые для выдержки постоянного зазора между тормозным диском

5 и статором 10 по мере износа фрикционной прокладки 19 в процессе эксплуатации. С другого конца втулка 17 через подшипники 1б поджимается гайкой 20. Таким образом, ротор 15 не имеет осевого перемещения. На роторе вспомогательного электродвигателя крепится вентилятор 21. Для увеличения площади торможения за счет дополнительного сцепления тормозного диска с подшипниковым щитом основного электродвигателя тормозной диск устанавливается с возможностью осевого перемещения.

Устройство работает следующим образом.

При подаче напряжения на обмотку статора вспомогательного электродвигателя ротор последнего разгоняется до номинальной скорости (т. к. вращение его не зависит от вращения ротора основного электродвигателя), вследствие чего индукция в воздушном зазоре достигает максимального значения, так как ослабевает влияние реакции якоря (ротора) на статор. Сила одностороннего магнитного тяжения, пропорциональная квадрату индукции в воздушном зазоре, достигнув максимального значения, превосходит силу пружин, поджимающих статор к тормозному диску, и статор вспомогательного электродвигателя перемещается в осевом направлении к ротору вспомогательного электродвига5 теля, так как последний не имеет осевого перемещения, и основной электродвигатель растормаживается. Кроме того, вспомогательный электродвигатель выполняет вторую функцию — обеспечивает независимую вен10 тиляцию всей системы. Вентиляция осуществляется и тогда, когда основной электродвигатель еще заторможен (первый момент пус ка), а также после отключения питания, когда основной электродвигатель затормажи15 вается за счет свободного выбега ротора вспомогательного электродвигателя.

Формула изобретения

20 Тормозное устройство электродвигателя, включающее устанавливаемый на валу электродвигателя тормозной диск и вспомогательный асинхронный двигатель с аксиальным зазором между его ротором, размещенным на

25 подшипниках качения, и установленным на корпуее статором, снабженным фазной обмоткой, отличающееся тем, что, с целью снижения потерь энергии и увеличения силы магнитного притяжения в момент расторма30 живания, статор установлен между тормозным диском и ротором с возможностью перемещения в аксиальном направлении.

Источники информации, принятые во вни35 мание при проведении экспертизы:

1. Патент Германии № 609570, кл. 21d 42 от 1942 г.

2. Патент США № 3619676, кл. 310 — 112 от 1971 г.

Я 8 5 7 17 1Ô 13 11 12

Редактор В. Фельдман

Заказ 435/ П 42 Изд. № 42 Тираж 899 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

t 1

Ч I

Р« у

Составитель Н. Сухоярская

Техред М. Семенов Корректор В. Гутман