Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И п1 5503II
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Допрлнительное к авт. свид-ву (51) М. Кл.2 В 62D 55/30 (22) Заявлено 23.10.75 (21) 2183306/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.77. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 07.04.77
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.11.012.57 (088.8) (72) Авторы изобретения
Г. В. Мазепа и О. А. Днепровский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области транспортного м ашиностроения.
Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее кар гер, прикрепленный к корпусу транспортного средства, кривошип с червячным колесом и червяк, закрепленный в картере на подшипниковых опорах.
Это устройство требует проведения большого объема работ при натяжении гусеничной цепи и не обеспечивает контроля величины натяжения.
Известно также устройство для натяжения гусеничной цепи, содержащее картер, прикрепленный к корпусу транспортного средства, и кривошип с червячной парой, червячное колесо которой закреплено на оси кривошипа, а червяк — на подшипниковых опорах в картере.
Однако такое устройство работает нестабильно, так как в нем отсутствует упругий элемент. Кроме того, у него отсутствует контроль величины натяжения гусеничной цепи.
С целью повышения стабильности работы и
Обеспечения натяжения гусеничной цепи предлагаемое устройство снабжено втулкой, жестко закрепленной внутри червячного ко"
Леса и установленной ограничено подвижно вокруг оси кривошипа, и упругим элементом, например торспоном, установленным между втулкой и осью кривошипа.
Упругий элемент может быть выполнен в виде торсионной трубы с установленными внутри нее торсионным валом, причем одним концом труба и вал скреплены между собой, другой конец трубы прикреплен к кривошипу, а другой конец вала — к втулке.
Втулка может быть снабжена шкалой, а
10 кривошип — стрелкой-указателем, установленным на уровне шкалы.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, сечение по оси кривошипа; на фиг. 2— сечение по А — А на фиг. 1.
15 В картере 1, прикрепленном к корпусу транспортного средства, установлены втулка
2 на подшипниках 3 и 4 скольжения и червячная пара, червячное колесо :5 которой шлицами соединено со втулкой 2, Осевое пе20 ремещение втулки 2 и червячного колеса 5 ограничено распорной втулкой 6 и разрезным кольцом 7, Червяк 8 находится в зацеплении е червячным колесом 5, Кривошип 9 уста. новлен во втулке 2 на игольчатых подш ипни=
25 ках 10, 11. От осевого перемещения относи= тельно втулки 2 кривошип 9 фиксируется рядом шариков 12, В раеточке кривошипа 9 ус-. тановлен упругий элемент, соетоящий из тор-. сионной трубы 13 и вала 14, установленного
30 внутри трубы. Одним концом труба 13 с по550311 мощью винтов 15 прикреплена к кривошипу, а другой ее конец скреплен с валом 14. Другой конец вала 14 прикреплен к втулке 2.
Пружинные кольца 16, 17 удерживают вал
14 от продольных перемещений. Втулка 2 снабжена выступами 18, которые совмещены с выступами 19 кривошипа 9, и установлена ограничено подвижно вокруг оси кривошипа
9 за счет наличия зазора между выступами.
Картер 1 с наружной стороны закрыт фланцем 20, являющимся одновременно одной из опор втулки 2. Зазоры между торцами кривошипа, втулки и фланца уплотнены резиновыми кольцами 21, 22. Фланец 20 крепится к картеру болтами 23. На внешней стороне втулки 2 нанесена шкала 24 с делениями, а кривошип снабжен указателем 25.
Устройство работает следующим образом.
Натяжение гусеничной цепи осуществляется вращением червяка 8, которое через червячное колесо 5, втулку 2, трубу 13 и вал 14 передается на кривошип 9. При этом кривошип 9 поворачивается вокруг своей оси и гусеничная цепь натягивается. Ослабление гусеничной цепи осуществляется тем же порядком. При возникновении усилий в ветвях гусеничной цепи больше предварительного натя>кения происходит поворот кривошипа и одновременно закручивается упругий элемент.
Зазор между выступами 18 и 19 изменяется до упора выступов 1 8 кривошипа в выступы
19 втулки. Указатель 25 при этом показывает на шкале 24 величину скручивания упругого элемента.
Устройство снижает величину колебаний ветви гусеничной цепи и обеспечивает контроль за ее натяжением.
Формула изобретения
I. Устройство для натяжения гусеничной
>0 цепи транспортного средства, содержащее картер, прикрепленный к корпусу транспортного средства, и кривошип с червячной парой, червячное колесо которой закреплено на оси кривошипа, а червяк — на подшипнико15 вых опорах в картере, о тл и ч а ю щ ее ся тем, что, с целью повышения стабильности работы и обеспечения контроля натяжения гусеничной цепи, оно снабжено втулкой, жестко закрепленной внутри червячного колеса
20 и установленной ограничено подвижно вокруг оси кривошипа, и упругим элементом, например торсионом, установленным между втулкой и осью кривошипа.
2. Устройство по п. 1, отличающееся
25 тем, что упругий элемент выполнен в виде торсионной трубы с установленным внутри нее торсионным валом, причем одним концом труба и вал скреплены между собой, другой конец трубы прикреплен к кривошипу, а дру30 гой конец вала — к втулке.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что втулка снабжена шкалой, а кривошип — стрелкой-указателем, установленным на уровне шкалы.