Грузозахватное устройство для подъема штучных грузов коробчатого сечения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.08.74 (21) 2052708/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.77. Бюллетень _#_ 10
Дата опубликования описания 30.03.77 (51) М Кл г В 66С 1 10
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (о3) УДК 621.86.061 (088.8) (72) Авторы изобретения
И. П. Шагинов, А, С. Басихин и 1О. A Шкаев (71) Заявитель (54) ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА
ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ КОРОБЧАТОГО СЕЧЕНИЯ
Изобретение относится к грузозахватным устройствам и может быть использовано при перегрузке стандартного ящичного груза.
Известно грузозахватное устройство для подъема и транспортировки штучных грузов коробчатого сечения, содержащее раму с боковыми кронштейнами, в которых закреплены поворотные крюки-захваты и механизм фиксации крюков в повернутом положении (1).
Недостаток известного устройства заключается в том, что для заводки захвата на ящик необходимо время и физическое усилие человека, а также в том, что перегрузка ящичного груза без наклона возможна лишь для какого-то одного веса груза, что весьма существенно при перегрузочных работах в стесненных условиях.
С целью автоматизации процесса захвата и освобождения груза и выполнения перегрузочных работ в стесненных условиях предлагаемое устройство снабжено кареткой, установленной на раме с возможностью перемещения от тросо-блочной системы, выполненной в виде двух симметричных ветвей, нижние части которых соединены посредством пружин с рамой, а механизм фиксации крюков содержит снабженные пазами направляющие, установленные в боковых кронштейнах, фигурные гайки с выступами, закрепленные с помощью ограничительных гаек на концах крюков, имеющих винтовую нарезку и возвратные пружины, причем выступы фигурных гаек расположены в пазах направляющих, а сами фигурные и ограничительные гайки соединены с
5 тросо-блочной системой. Кроме того, с целью обеспечения перегрузки грузов, имеющих одинаковые габариты, но различное расположение центра тяжести, рама снабжена упорами, ограничивающими перемещение каретки, причем один из упоров установлен на раме с возможностью его перемещения и закрепления в точках, соответствующих центру тяжести перегружаемого груза. С целью обеспечения требуемой ориентации устройства относительно груза каретка может быть снабжена вертлюжной подвеской и установлена на раме с помощью игольчатых подшипников.
На фиг. 1 показано предлагаемое грузозахватное устройство, общий вид; на фиг. 2— кинематическая схема тросо-блочной системы; на фиг. 3 — механизм выноса разворота и фиксации крюков-захватов; на фиг. 4 — сечение по А — А на фиг. 3.
На раме 1, содержащей нижнюю лапу 2 и верхнюю наклонную полку 3, жестко установлены боковые кронштейны 4.
На верхней наклонной полке 3 на игольчатых подшипниках установлена каретка 5 с возможностью ее перемещения вдоль полки 3
30 между упорами 6 и 7. Каретка 5 снабжена
550330
65 вертлюжной подвеской 8, за которую заводится трос грузоподъемного устройства. Места установки упоров 6 и 7 соответствуют расположению каретки 5 иад центрами тяжести грузозахватного устройства, соответственно, без груза и с грузом.
На боковых кронштейнах 4 установлены крюки-захваты 9 и механизмы их выдвижения, поворота и фиксации (см. фиг. 3).
Кронштейны 4 имеют коробчатое сечение.
llo длине кронштейна 4 во внутренней полости размещены направляющие 10, в пазах которых установлены фигурные гайки 11, которые не имеют возможности вращаться вокруг своей оси, а могут лишь поступательно перемещаться в пазах направляющих 10 вдоль боковых кронштейнов 4.
Фигурные гайки 11 имеют многозаходную винтовую нарезку. Такую же нарезку имеют сопрягаемые с фигурными гайками 11 крюкизахваты 9. На конце каждого крюка-захвата
9 со стороны винтовой нарезки установлена ограничительная гайка 12, а другой конец крюка-захвата 9 установлен в подшипнике 13 и имеет участок 14, загнутый под углом 90 .
Каждый крюк-захват 9 имеет кольцевой упорный бурт 15, по обе стороны которого установлены упорные шариковые подшипники
16 и 17. Между подшипником 16 и фигурной гайкой 11 находится пружина 18 сжатия.
Каретка 5, механизмы выдвижения поворота и фиксации крюков-захватов и рама устройства соединены тросо-блочной системой, которая выполнена в виде двух симметричных ветвей.
Трос 19 каждой ветви тросо-блочной системы, закрепленный за каретку 5, проходит вдоль наклонной полки 3 и, пройдя через блок 20, раздваивается: одна ветвь проходит через блоки 21, 22, 23 и соединяется с верхней частью фигурной гайки 11; другая ветвь проходит через блоки 24, 25, 26 и соединяется с нижней частью фигурной гайки 11.
Следующее последовательно расположенное силовое звено: фигурная гайка ll — резьбовая часть крюка-захвата 9 — ограничительная гайка 12.
Трос, прикрепленный к ограничительной гайке 12, проходит через ролики 27 и 28 и через пружину 29 соединен с рамой 1, Работает грузозахватное устройство следующим образом.
Оператор (на кнопочном пульте) движением электротали в горизонтальном направлении заводит грузозахватное устройство на груз. При этом нижняя лапа устройства входит между полом и днищем ящика, имеющем полозки. Затем оператор включает подъем груза. Действующая в вертикальном направлении сила натяжения тросов грузоподъемного устройства, разлагаясь по правилу параллелограмма, передвигает каретку 5 вверх по наклонной полке 3 до упора 7, Каретка 5, перемещаясь к упору 7, приведет- в движение тросо-блочную систему (обе
55 симметричные ветви). При этом пружины 29 растягиваются, а передвижение тросов приведет в действие механизмы выдвижения, поворота и фиксации крюков-захватов 9.
Эти механизмы за время движения каретки
5 от упора 6 до упора 7 выполнят две операции. В первой стадии фигурные гайки 11 движутся вместе с крюками-захватами 9, поскольку трение в винтовом сочленении значительно больше трения крюка-захвата в подшипнике 13. Происходит выдвижение крюковзахватов 9 до тех пор, пока кольцевые упорные бурты 15 не дойдут до подшипников 13.
В таком положении крюки-захваты выдвинуты на длину, обеспечивающую захват стандартного груза (ящика). Во второй стадии поступательное движение крюков-захватов 9 меняется на вращательное вокруг их продольной оси. Происходит это следующим образом.
Крюки-захваты 9, выдвинутые до упора, лишены возможности дальнейшего выдвижения.
Фигурные гайки 11, увлекаемые тросами, поступательно перемещаясь по направляющим
10, будучи сопряженными своей винтовой нарезкой с аналогичными нарезками крюков-захватов 9, поворачивают крюки-захваты вокруг своих осей. Шаг винтовой линии и расстояние перемещения фигурной гайки 11 соответствуют повороту крюка-захвата 9 на необходимый для захвата груза угол, например на
90 . При этом пружины 18, установленные между фигурными гайками 11 и упорными подшипниками 16, сжимаются.
Как только каретка 5 дойдет до упора 7, груз (ящик) будет полностью захвачен и каретка 5 в этом положении будет находиться точно над центром тяжести грузозахватного устройства с грузом.
Захваченный груз поднимают и транспортируют грузоподъемным устройством, при этом поворот груза относительно оси подвеси осуществляют за счет вертлюжной подвески 8, установленной на каретке 5.
При касании грузом пола (места выгрузки) натяжение тросов груз оподъемного устройства ослабляется, а как только эта сила станет меньше силы пружин 29, то начнется движение каретки 5 вниз по наклонной полке 3.
Фигурные гайки 11 начнут перемещаться в исходное положение. Крюки-захваты 9, будучи подпружиненными, перемещаться вместе с фигурными гайками 11 не будут; в силу взаимодействия этих двух деталей произойдет поворот крюков-захватов 9 и груз будет освобожден. После поворота крюки-захваты 9 убирают (задвигают) во внутреннюю полость боковых кронштейнов 4. Это происходит за счет дальнейшего передвижения всей тросо-блочной системы в исходное положение. Каретка
5 дойдет до упора 6 и расположится точно над центром тяжести грузозахватного устройства без груза, после чего устройство может быть отведено от груза. Так как растягивающая сила пружин 29 превышает вес грузозахватного устройства без груза, то при подь550330 еме грузозахватного устройства порожнем каретка 5 не перемещается по наклонной полке
3 вверх. Это обеспечит строго вертикальное положение устройства без груза.
На наклонной полке 3 имеется градуировка, соответствующая точкам установки верхнего упора 7 в зависимости от веса перегружаемого стандартного груза.
Использование предлагаемого грузозахватного устройства повышает производительность труда при перегрузке стандартного ящичного груза за счет сокращения времени на захват и освобождения груза. Кроме того, с помощью устройства можно производить перегрузку разрядного или опасного груза, наклонение которого при перегрузке запрещено.
Формула изобретения
1. Грузозахватное устройство для подъема штучных грузов коробчатого сечения, содержащее раму с боковыми кронштейнами, в которых закреплены поворотные крюки-захваты и механизм фиксации крюков в повернутом положении, отличающееся тем, что, с целью автоматизации процесса захвата и освобождения груза и выполнения перегрузочных работ в стесненных условиях, устройство снабжено кареткой, установленной на раме с возможностью перемещения от тросо-блочной системы, выполненной в виде двух симметричных ветвей, нижние части которых соединены посредством пружин с рамой, а механизм фиксации крюков содержит снабженные пазами направляющие, установленные в боко5 вых кронштейнах, фигурные гайки с выступами, закрепленные с помощью ограничительных гаек на концах крюков, имеющих винтовую нарезку и возвратные пружины, причем выступы фигурных гаек расположены в пазах
10 направляющих, а сами фигурные и ограничительные гайки соединены с тросо-блочной системой.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения перегрузки грузов, имеющих одинаковые габариты, но различное расположение центра тяжести, рама снабжена упорами, ограничивающими перемещениями каретки, причем один из упоров установлен на раме с возможностью его пере2О мещения и закрепления в точках, соответствующих центру тяжести перегружаемого груза.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения требуемой ориентации его относительно груза, каретка снабжена вертлюжной подвеской и установлена на раме с помощью игольчатых подшипников.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
ЗО 1. Авторское свидетельство Ме 184406, М.
Кл. В 66С 1/22, 1965 г. (прототип).
550330
16 1у 17
17
Составитель А. Наевский
Техред М. Семенов
Редактор В. Блохина
Корректор Н. Аук
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 544/10 Изд. № 290 Тираж 1069 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5