Ограничитель угла отклонения грузового полиспаста стрелового крана

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (11) 550333

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.07.75 (21) 2158728/11 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 15.03.77. Бюллетень Ке 10

Дата опубликования описания 30.03.77 (51) М. Кл. - В 66С 13/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.875.04 (088.8) (72) Авторы изобретения Я. E. Быстрицкий, А. Н. Асташкин, И. М. Смирнов и А. П. Мирошников (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт по монтажным и специальным строительным работам (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА ОТКЛОНЕНИЯ ГРУЗ

ПОЛИСПАСТА СТРЕЛОВОГО КРАНА

Изобретение относится к предохранительным устройствам, устанавливаемым на подьемно-транспортном оборудовании, например на стреловых кранах.

Известен ограничитель угла отклонения грузового полиспаста стрелового крана, содержащий механизм равновесия в виде сферической опоры, состоящей из наружной сферы, которая соединена с канатом полиспаста через боковые тяги и стержень, и внутренней сферы, взаимодействующей через подпружиненный шток с регистрирующим устройством (1).

Недостатки известного ограничительного устройства следующие: невозможность его использования для полиспастов с кратностью два и более, так как угол между ветвями грузового каната, лежащими в плоскости, параллельной плоскости вертикального перемещения стрелы, значительно меняется при подьеме крюковой обоймы полиспаста; при установке ограничителя на кранах повышенной грузоподъемности шаровая пара, связанная с одной ветвью полиспаста, оказывается несущим элементом и при значительных эксплуатационных нагрузках вес и габариты всего ограничителя существенно увеличиваются, что нерационально; его невозможно применять на кранах с переменным вылетом стрелы, так как ограничитель закреплен на кране жестко.

С целью возможности применения ограничителя на стреловых кранах повышенной грузоподъемности с переменным вылетом стрелы и полиспастом с кратностью два и более на оголовке стрелы установлена направляющая с подвижной кареткой, на которой шарнирно укреплена внутренняя сфера шаровой пары, а на стержне установлен шарнирный подпружиненный параллелограмм, снабженный установленными на двух противолежащих осях роликами, взаимодействующими с канатом полиспаста, причем стержень выполнен с вертикальным пазом, в котором с возможностью перемещения смонтированы две другие оси параллелограмма. Каретка связана с металлоконструкцией крана канатами, огибающими блоки, установленные на оголовке стрелы, причем свободный конец одного каната закреплен на поворотной раме крана, а свобод20 ный конец другого — на кронштейне.

На фиг. 1 показан описываемый ограничитель в разрезе; на фиг. 2 — стрела с грузовым полиспастом и ограничителем, общий вид; на фиг. 3 — три положения стрелы с установленным на ней ограничителем.

Механизм равновесия выполнен в виде шаровой пары, содержащей внутреннюю сферу 1 и наружную, состоящую из двух верхней и нижней полусфер 2 и 3. В полусфере 3 в канале размещен подпружиненный шток 4, 550333

15

25 взаимодействующий с регистрирующим устройством 5 в виде силоизмерительного датчика. В верхней части канала на конце штока помещен шарик 6, а в сфере 1 выполнено углубление для шарика. Сфера 1 соединена со втулкой 7, шарнирно-укрепленной на подвижной каретке 8, перемещаемой по направляющей 9 канатами 10 и 11. Последние своими концами связаны с противоположными сторонами втулки 7. Другой конец каната 10 укреплен на раме крана, а каната 11 — на кронштейне 12. На ограничителе укреплен добавочный груз 13.

Полусфера 2 через боковые тяги 14 и стержень 15 соединена с шарнирным параллелограммом 16. На противолежащих осях 17, соединяющих концы рычагов параллелограмма, установлены ролики 18, охватывающие две ветви 19 грузового каната, огибающего блок крюковой обоймы 20. Вертикальный стержень выполнен с пазом а для других осей 21 параллелограмма, соединенных между собой пружиной 22.

Ограничительное устройство работает следующим образом.

При подъеме-спуске обоймы 20 соответственно уменьшается или увеличивается угол между ветвями 19 грузового каната. При этом оси 21 перемещаются в вертикальном пазу стержня 15. При опускании обоймы 20 ветви

19 смещают ролики 18 и оси 21 сближаются, сжимая пружину 22. При подъеме крюковой обоймы ролики 18 остаются прижатыми к ветвям каната 19 благодаря действию пружины

22.

При расположении грузового полиспаста в вертикальном положении шток 4 находится в канале полусферы 3, и регистрирующее устройство 5 сигнала не вырабатывает. При отклонении полиспаста от вертикали наружная сфера сместится относительно сферы 1. При этом шарик 6 выкатывается из углубления сферы 1 и нажимает на шток 4, который перемещается по каналу вниз и воздействует на силоизмерительный датчик, причем величина сигнала датчика определяется действующим на него усилием.

При отклонении полиспаста от вертикали ограничитель остается в вертикальном положении под действием веса груза 13 и исключается поворот втулки 7 относительно оголовка стрелы, который может оказать влияние на работу устройства при отклонении полиспаста в плоскости изменения вылета стрелы.

При изменении вылета стрелы ограничитель (положение 1 — ШП, закрепленный на ней шарнирно, всегда занимает вертикальное положение. Обойма 20 перемещается относительно любой точки стрелы в сторону изменения вылета (см. фиг. 3).

55 б0

При опускании стрелы крана расстояние от точки крепления каната 10 на раме крана до точки его связи со втулкой 7 увеличивается, а каната 11 — уменьшается. Канат 10 перемещает каретку 8 по направляющей 9 вправо, тем самым натягивая канат 11 и обеспечивая соосность ограничителя и обоймы 20.

При подъеме стрелы каретка 8 перемещается в обратную сторону аналогичным образом.

Расстояние между основанием стрелы и точками закрепления на раме канатов 10 и 11 выбирается в зависимости от величины перемещения оси крюковой обоймы.

Применение предлагаемого ограничителя позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию монтажных кранов, необходимым условием которой является строгое соблюдение пределов возможного отклонения грузовых полиспастов от вертикального положения.

Превышение этих допустимых отклонений вызывает значительные напряжения в металлоконструкциях стрел и может привести к авариям на строительно-монтажных площадках.

Ф ор мул а из о бр е те н ия

1. Ограничитель угла отклонения грузового полиспаста стрелового крана, содержащий механизм равновесия в виде сферической опоры, состоящей из наружной сферы, которая соединена с канатом полиспаста через боковые тяги и стержень, и внутренней сферы, взаимодействующей через подпружиненный шток с регистрирующим устройством, отлич а ю шийся тем, что, с целью возможности его применения на стреловых кранах повышенной грузоподъемности с переменным вылетом стрелы и полиспастом с кратностью два и более, на оголовке стрелы установлена направляющая с подвижной кареткой, на которой шарнирно укреплена внутренняя сфера шаровой пары, а на стержне установлен шарнирный подпружиненный параллелограмм, снабженный установленными на двух противолежащих осях роликами, взаимодействующими с канатом полиспаста, причем стержень выполнен с вертикальным пазом, в котором с возможностью перемещения смонтированы две другие оси параллелограмма.

2. Ограничитель по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что каретка связана с металлоконструкцией крана канатами, огибающими блоки, установленные на оголовке стрелы, причем свободный конец одного каната закреплен на поворотной раме крана, а свободный конец другого — на кронштейне.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство № 260126, М.

Кл.Р В 66С 23/88, 01.10.68 (прототип).

550333

Редактор В. Блохина

Заказ 544/13 Изд. № 290 Ти аж 1069 д

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Т. Григорян

Техред М. Семенов

Корректор Н. Аук

По писно