Вяжущее для дорожных бетонов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П Й С А Ц.:;И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ,i10 55Î4l 2
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.02.75 (21) 2117307/05 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.77. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 26.04.77 (51) М. Кл 2 С 08L 95/00
С 09J 3/30
Е 01С 5/12
1осударственный квинтет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК G65.775.4 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Д. Ставицкий и А. А. Савченков (71) Заявитель (54) ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ БЕТОНОВ
10 — 70 характеризуется
Изобретение относится к области получения и применения вяжущих для дорожных бетонов на основе каменноугольных смол.
Известно вяжущее, включающее битуминозный материал и гидролизный лигнин (1).
Органический наполнитель присутствует в этом составе в несвязанном виде, что не позволяет получить высококачественный дорожный бетон.
Известно вяжущее, включающее каменноугольную смолу и органический наполнитель — каменноугольный пек (2). Однако этот состав не обладает высокой вязкостью — по стандартному вискозиметру (Св ) 150 с, и прочность дорожного бетона при 50 С также невысока.
По технической сущности и получаемому эффекту к изобретению наиболее близким является вяжущее, включающее каменноугольную смолу и органический наполнитель — темную инденкумароновую смолу, причем содержание последней составляет 34 — 42% вес. % (3).
Вяжущее характеризуется вязкостью 50 с по стандартному вискозиметру, предел прочности при сжатии при 50 С дорожного бетона составляет 7,5 — 10 кг/см2, а отношение прочности при 20 С к этому же показателю при
50 С (коэффициент теплоустойчивости) достигает 4.
Целью изобретения является повышение прочности и теплостойкости покрытия. Указанная цель достигается тем, что вяжущее, включающее каменноуголь.ую смолу и органиче- ский наполнитель, в качестве органического наполнителя содержит продукт крекинга гидролизного лигнина в каменноугольной смоле при весовом соотношении 1:4 — 1: 15, с т. пл.
90 — 250 С и удельным весом 1,31 — 1,35 г/см при следующем соотношении компонентов, вес. %.
10 Каменноугольная смола 30 — 90
Продукт крекинга гидролизного лигнина в каменноугольной смоле
Каменноугольная смола
15 следующими показателями:
Вязкость по стандартному вискозиметру при 80 С и сточном отверстии 5 мм (С ) 2,5 — 4,2
20 Содержание нафталина, До 10
Содержание воды, % До 4.
Продукт крекинга гидролизного лигнина в каменноугольной смоле имеет следующую характеристику:
25 Температура плавления, С 90 — 250
Глубина проникания иглы при 25 С, град, пенетрации 0
Удельный вес, г/см 1,31 — 1,35
30 Каждый состав готовится в лабораторном котле путем крекинга гидролизного лигнина в каменноугольной смоле при 285 — 325 С в
550412
Таблица 1
Состав вяжущего, вес. о;
Пример продукт крекинга гидролизного лигнина в каменноугольной смоле гидролизный лигнин каменноугольная смола каменноугольная смола
i0
55 б
Таблица 2
Пример
Показатели
38
40
12
Более
Более
Более
60
20
Прилипание, балл: к мрамору
5
1,24
110 †1
5
1,24
90 — 100
5
1,24
130 †1
1,24
1,24
100 — 110 90 — 100
Табли ца 3
Номер вяжущего
Битум
БНД40/60
Показатели свойств дорожного бетона
1 4
Предел прочности при сжатии, кг/см при температуре, С:
12
110
240
8,5
74
160
125
Коэффициенты; теплоустойчивости водоустойчивости водоустойчивости после водонасыщения
Объемный вес, г/см
Водонасыщение, о
Набухание, о, 2,5
3,1
0,9
0,8
2,34
2,5
0,3
2,32
2,34
2,6
0,3
2,36
2,5
0,2
3,2
0,5 течение 2 — 2,5 ч и смешения полученного продукта с каменноугольной смолой, нагретой до
150 — 200 С.
Глубина проникания иглы, град. пенетрации при температ уре, С:
Температура размягчения, С
Растяжимость, см, при температуре, С:
25 к граниту
Удельный вес при 20 С, г/см
Рабочая температура вяжущего, С
В табл. 1 приведены конкретные составы вяжущих.
В табл. 2 приведены свойства вяэкущих.
Состав продукта крекинга гидролизного лигнина в каменноугольной смоле, вес. ч.
С использованием полученных вяжущих
5 были приготовлены дорожные бетоны со следующим составом минеральной части, вес. :
Щебень гранитный, мм:
20 — 10 24,5
10 — 5 18,5
10 Песок природный
5 — Π47,5
Минеральный порошок (пыль уноса) 9,5.
На этих же каменных материалах для
15 сравнения был приготовлен асфальтобетон с битумом БНД-40/бО, име|ощим температуру размягчения 53 С и глубину проникания иглы при 25 С 55 град. пенетрации.
Результаты испытания дорожных бетонов
20 приведены в табл. 3.
Таким образом, предел прочности при сжатии по сравнению с дорожным битумом, а также с прототипом повысился в 1,3 — 2,5 раза, а теплостойкость (коэффициент теплоустойчи25 вости) — в 1,5 — 2 раза.
550412
Формула изобретения ного лигнина в каменноугольной смоле
10 — 70
Составитель Ю. Крейндлин
Техред И. Карандашова Корректор Л. Денискина
Редактор Т. Девятко
Заказ 618/5 Изд. № 324 Тираж 654 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 "/ р" РАч ч, " — Я
Вяжущее для дорожных бетонов, включающее каменноугольную смолу и органический наполнитель, отличающееся тем, что, с целью повышения прочности и теплостойкости покрытия, в качестве органического наполнителя оно содержит продукт крекинга гидролизного лигнина в каменноугольной смоле при весовом соотношении 1:4 — 1: 15, с температурой плавления 90 †2 С и удельным весом 1,31 — 1,35 г/см при следующем соотношении компонентов, вес. %.
Каменноугольная смола 30 — 90
Продукт крекинга гидролизИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство Мз 231368, М.
Кл г С 09J 3/28 1967
2. Шестоперов С. В. «Дорожно-строительные материалы», Изд. «Высшая школа», М., 1969, с. 437 — 440, 514.
3. Дараган Н. С., Рабинович Б. Я. «Применение кумароновых смол в составных дорожных дегтях», сб. «Автомобильные дороги и дорожное строительство», вып. 1, изд. «Буди15 вельник», Киев, 1965, с. 81 — 85.