Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
i
О ЛИС- А--И И Е ни 550487
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик.Ф
4Ь. р
l. -=
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.09.71 (21) 1701997/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.77. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 28.03.77 (5I) М. Кл. F 02Р 3/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР во делам изобретений и открытий (53) УДК 621,43.044.3 (088.8) (72) Авторы изобретения
С. П. Банников, Б. А. Данов и В. М. Горизонтов
Московский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель,(54) ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к системам зажигания двигателей внутреннего сгорания.
Известны системы батарейного зажигания с механическим прерывателем тока и катушкой зажигания (1). Однако такие системы зажигания недостаточно надежны в работе из-за износа механического прерывателя, коммутирующего большие тока.
Известны также электронные системы зажигания, в которых в качестве коммутирующего элемента использован геркон, обеспечивающий управление транзисторным коммутатором, а замыкание контактов геркона происходит под действием постоянного магнита, связанного с коленчатым валом двигателя (2). Однако при замыкании контактов в течение определенного времени наблюдается их дребезг, что вызывает нежелательные переходные процессы, нагружающие коммутатор, а также уменьшает срок службы контактов геркона.
Для повышения надежности в предлагаемой системе зажигания параллельно контактам геркона включена силовая цепь вспомогательного транзистора, цепь управления которого соединена с обмоткой магнитоэлектрического датчика. При этом во время дребезга контактов геркона на вход вспомогательного транзистора подается напряжение, достаточное для его открывания. Последнее обеспечивает шунтирование контактов на время дребезга, что исключает появление паразитных переходных процессов в коммутаторе и разгружает контакты геркона.
На чертеже дана схема описываемой системы зажигания.
Магнитоэлектрический датчик 1 управляющего напряжения с постоянным магнитом в качестве ротора жестко связан с валом двигателя внутреннего сгорания. Параллельно обмотке статора датчика 1 через диод 2 включена обмотка 3 управления герконом. Параллельно обмотке управления через кремниевый стабилитрон 4 и ограничивающее ток сопротивление 5 включено сопротивление б, а также база и эмиттер вспомогательного транзистора
7. Силовая цепь транзистора 7 включена параллельно контактам геркона 8, включенным в цепь управления транзисторным коммутато20 ром 9. В выходную цепь транзисторного коммутатора включены последовательно аккумуляторная батарея 10, замок зажигания 11, дополнительное сопротивление 12 и первичная обмотка 13 катушки зажигания.
25 Система работает следующим образом.
При вращении коленчатого вала двигателя и ротора датчика 1 в обмотке 3 индуктируется переменное напряхкение. Соответствующая полуволна напряжения датчика пропускается
30 диодом 2 и прн напряжении датчика, равном
550487 напряжению стабилизации стабилитрона 4, поступает на вход вспомогательного транзистора 7. Только после этого возрастающее в функции оборотов напряжение датчика достигает такой величины, что ток, протекающий через обмотку 3, вызывает срабатывание и замыкание контактов геркона 8.
Во время дребезга контактов геркопа открытый и насыщенный транзистор 7 шунтирует геркон 8 и, в свою очередь, шунтируется контактами геркона при прекращении дребезга.
Геркон 8 и транзистор 7 замыкают цепь управления транзисторным коммутатором 9, который обеспечивает в это время появление тока в первичной обмотке 13 катушки зажигания. При повороте ротора датчика 1 на некоторый угол его напряжение начинает уменьшаться. Когда оно становится меньше напряжения стабилизации стабилитрона 4, последний закрывается и цепь управления транзисторо:, 7 ооесточивается, что вызывает его запирание. Напряжение и ток отпускания геркона меньше его напряжения и тока срабатывания, поэтому размыкание контактов геркона происходит после закрывания транзистора 7. При размыкании контактов геркона 8 прерывается ток управления транзисторным коммутатором
9, который прерывает ток в первичной обмотке 13 катушки зажигания. Размыкание силового тока вызывает появление высоковольтного напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания, которое через распределитель поступает на свечи зажигания.
Формула изобретения
10 Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащая магнитоэлектрический датчик, связанный с герконом, и транзисторный коммутатор, связанный с первичной обмоткой катушки зажигания, о т15 личающаяся тем, что, с целью повышения надежности, параллельно контактам геркона включена силовая цепь вспомогательного транзистора, цепь управления которого соединена с указанным датчиком.
20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. «Основы электрооборудования самолетов и автомашин» под ред. А. Н. Ларионова, 1955, стр. 54, фиг. 5 — 1.
25 2. Авторское свидетельство №305273,М, Кл.
F 02Р 5/08, 1969 (прототип).