Цилиндрическая косозубая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (и) 5505I5

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.06.75 (21) 2141325/28 (51) М. Кл. - F 16Н 55/16

F 16Н 1/08 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15,03.77. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 12.04.77 (53) УД К 621.833. 15 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. А. Иванов и В. П. Прохоров

Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54) ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ КОСОЗУБАЯ ПЕРЕДАЧА р=р

Ж <9

О

2 Ф где ро—

Изобретение относится к области общего машиностроения.

Известна цилиндрическая косозубая передача, содержащая два зацепляющихся колеса (1). Угол подъема винтовой линии зубьев колес этой передачи выполнен постоянным.

Известна также цилиндрическая косозубая передача, содержащая два зацепляющиеся одно с другим колеса, угол подъема винтовой линии зубьев которых выполнен по всей длине переменным (2).

Данная передача является наиболее близкой к описываемому изобретению.

Однако в таких передачах в моменты пересопряжения зубьев имеет место ударное взаимодействие между зубьями, обусловленное деформациями и погрешностями окружного шага, что вызывает угловые колебания колес, снижает плавность, вызывает шум при работе передачи.

Целью изобретения является повышение плавности и бесшумности работы передачи путем исключения удара в момент перенапряжения зубьев.

Указанная цель достигается тем, что угол подъема винтовой линии на среднем участке постоянен, а у торцов зубьев равен нулю. При этом шаг винтовой линии на концевых участках выполнен изменяющимся по зависимости шаг винтовой линии на участке с постоянным углом подъема винтовой линии зуба, угол поворота колеса, значение угла rp, соответствующее участкам с переменным углом подьема винтовой линии зуба.

На чертеже изображено одно из колес цилиндрической косозубой передачи.

Винтовая линия зуба 1 — 2 — 3 — 4 расположе)5 на на начальном цилиндре 5 цилиндрического косозубого колеса 6. Участок 2 — 3 выполнен с постоянным углом подъема винтовой линии зуба и обеспечивает заданный коэффициент перекрытия. Концевые участки 1 — 2 и 3 — 4, 2о плавно переходящие в участок 2 — 3, соответствуют входу в зацепление зуба колеса 6 с зубом сопряженного колеса (на чертеже не показано) и выходу зубьев из зацепления и выполнены по винтовым линиям с переменным

25 углом подъема. Углы подъема винтовой линии в точках 2 и 3 совпадают с углом подьема винтовой линии на участке 2 — 3, а в точках

1 и 4 у торцов зубьев равны нулю, В частном случае шаг винтовой линии зу3!) ба 1 — 2 — 3 — 4 на его концевых участках 1 — 2

550515

V О

20

Составитель Е. Чернявская

Техред А. Камышникова

Редактор Н. Аристова

Корректор А. Николаева

Заказ 603/17 Изд. ¹ 281 Тираж 1159 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, УК-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, нр. Сапунова, 2 и 3 — 4 выполнен изменяющимся по зависимости

При работе передачи взаимодействие сопряженных поверхностей зубьев колес начинается в окрестности точки 1 и сводится к чисто касательному взаимодействию благодаря тому, что угол между контактной нормалью 7 к поверхности зуба и осью 8 вращения колеса равен нулю. На участке 1 — 2 указанный угол плавно увеличивается до максимального значения на участке 2 — 3, а затем снова уменьшается до нуля на участке 3 — 4.

Передача работает плавно и бесшумно вследствие того, что разность кинетических энергий колес, возникающая из-за неравномерности их вращения, переходит в тепловую энергию трения на участках 1 — 2 и 3 — 4, а также вследствие того, что уменьшается потенциальная энергия деформации зубьев Н3за малой скорости сближения зубьев на указанных участках.

Предлагаемая передача может быть изготовлена на существующем зуборезном оборудовании одним из известных методов.

Формула изобретения

1. Цилиндрическая косозубая передача, содержащая два зацепляющиеся одно с другим колеса с переменным углом подьема винтовой линии зуба, о т л и ч а lo HI, а я с я тем, что, с целью повышения плавности и бесшумности работы передачи путем искл1очения удара в момент перенапря>кения зубьев, угол подъема винтовой линии на среднем участке постоянен, а у торцов зубьев равен нулю.

2. Передача по п. 1, отличающаяся

10 тем, что шаг винтовой линии на концевых участках выполнен изменяющимся по зависимости: где ро — шаг винтовой линии на участке с постоянным углом подъема винтовой линии зуба, Ч: — угол поворота колеса, тр — значение угла гр, соответствующее участкам с переменным углом подьема винтовой линии зуба.

Источники информации, принятые во внн25 мание прн экспертизе:

1. Гавриленко В. Л. «Зубчатые передачи в машиностроении» М., Машгиз, 19б2 г., стр.

132, фиг. 10б.

2. Патент Германии № 340544, кл. 47b 23, 30 1918 (прототип).