Автоматическая прогрессивная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

N 55072

Класс 63 с, 13„;

47h, 25

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ВЫДАННОМУ НАРОДНЫМ КОМИССАРИАТОМ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Зарегистрировано в Бюро последующей регистрации изобретений Госплана при СНК СССР

Г. А. Омельянович.

Автоматическая прогрессивная передача.

Заявлено 28 ноября 1938 года за № 20157.

Опубликовано 30 июня 1939 года.

Изобретение относится к прогрессивным передачам, у которых ведомый элемент расположен эксцентрично по отношению к ведущему элементу и сопряжен при помощи серег и храповых приспособлений с неподвижными упорами, расположенными концентрично с ведущим элементом и обеспечивающими вращение ведомого элемента лишь в одном направлении и притом с угловой скоростью, изменяющейся от нуля до определенного положительного значения в зависимости от эксцентриситета взаимного смещения ведущего и ведомого элементов.

Известны такого рода передачи, у которых изменение эксцентриситета взаимного смещения ведущего и ведомого элементов осуществляется автоматически, в зависимости от нагрузки на ведомом элементе. Однако, известные уже в таких передачах механизмы для изменения эксцентриситета являются сложными и не вполне надежными.

В передаче, согласно изобретению, ведомый элемент поворотно монтирован на плече, качающемся около опоры на ведущем элементе и находящемся под действием на него с одной стороны пружины, а с другой — центробежной силы груза, связанного с тем же плечом, причем центр тяжести груза не совпадает с опорой качающегося плеча, распо, ложенной на торце ведущего эле1 мента эксцентрично последнему.

На чертеже фиг. 1 изображает осевой разрез передачи; фиг. 2 — разрез передачи по линии АВ на фиг. 1; фиг. 3 — разрез по линии CD на фиг. 1; фиг. 4 в приспособление для реверсирования передачи.

Корпус коробки сконструирован с возможностью установки его на двигатель гусеничного трактора, производимого на ХТЗ и СТЗ, и крепится болтами к задней стенке картера двигателя. Ведущий вал 1 посредством шлицев соединяется с маховиком двигателя. Внутрь вала 1 вставлен сердечник 9, а снаружи надета муфта б. Шпилька 8 ввинчивается через отверстия в муфте b и прорезы вала 1 в сердечник 9 и этим самым соединяет муфту б и сердечник 9 в одно целое. Хомут 7 состоит из двух частей, которые скрепляются болтами в верхней и нижней части. Рычаг 5 в нижней части заканчивается вилкой, которая соединяется с пальцами хомута 7, — 2

В диске, связанном с валом 1, имеется эксцентрично расположенная выточка, в которой помещен груз 12.

Цапфа 39, монтированная на диске ведущего вала эксцентрично с последним, служит опорой для груза 12.

Подпятник 11 нажимает на хвостовик 25 груза 12 под действием пружины 10, упирающейся в буртик 2б стержня, одним концом свободно вставленного в хвостовик подпятника, а другим ввинченного в опору 27, посредством двух цапф 28, монтированную в диске вала 1 и в крышке 20.

Таким образом пружина 10 с подпятником11 всегда будет стремиться повернуть груз на цапфе 39 и сместить его хвостовик 25 в положение эксцентрическое относительно ведущего вала 1.

Сердечник 9 ограничивает эксцентричность хвосто вика 25 груза посредством воздействия своего клиновидного конца на такой же конец пальца 40, монтированного внутри хвостовика 25, Таким образом положение сердечника 9 определяет величину эксцентричности пальца 40. Для управления сердечником 9 служит обычный для, коробок скоростей рычаг 5.

На пальце 40 хвостовика 25 груза 12 сидит втулка 13, в фланцах которой предусмотрены четыре отверстия 14, смещенные относительно друг друга на 90 .

В этих отверстиях смонтированы цапфы 31, несущие серьги 30, сочлененные с цапфами 29 башмаков 58, помещенных в кольцевую направляющую корпуса 22, обеспечиваю щую возможность движения башмаков 58 лишь в одном направлении.

Когда оси ведущего вала 1 и пальца 40 совпадают, ведомыи вал 17, несмотря на вращение вала 1, вращаться не будет, так как палец 40 будет поворачиваться во втулке 13, ие нарушая ее покоя. Если пальцу 40 дать возможность принять эксцентрическое положение по отношению вала 1, он поведет за собой втулку 13, и последняя, встречая на своем пути препятствие поочередно со стороны башмаков 53, будет вращаться вокруг своей оси.

Втулка 18 имеет вилку, которая через крестовину 15 соединяется с вилкой ведомого вала 17. Скорость вращения ведомого вала зависит от величины эксцентриситета пальца 40 по отношению вала 1.

В случае перегрузки двигателя пружина 10 сжимается, эксцентричность положения пальца 40 уменьшается, отчего уменьшается угловая скорость ведомого вала, независимо от положения рычага 5.

В случае пробуксовывания башмаков возможно применение специальных заклинивающих роликов 85, вставленных в специальные прорезы 8о башмаков.

Для возможности реве рсирования передачи ве едомый вал 17 осуществлен в виде втулки 41, монтированяой в подшипнике 47, который сидит в корпусе 44. На втулке 41 свободно на шлицах сидит шестерня 42, которая посредством вилки может перемещаться из положения, показанного на чертеже, в положение сцепления с колесом 4о и этим самым менять направление вращения вала 45, который и будет передавать вращение, например, ведущим колесам повозки.

Колеса 43 и 4б представляют собой одно целое, жестко насаженное на шлицы вала 45. Колеса 43 и 4б монтированы в подшипнике 50, который сидит в гнезде крышки 51. Вал 45 своим хвостовиком свободно входит во втулку 41. Таким образом при сцеплении шестерни 42 с колесом 4б они будут представлять собой кулачковую муфту, и ведомый вал 45 будет вращаться со скоростью и направлением вращения втулки 41, представляя собой одно целое. В это же время колесо 43 будет вхолостую вращать паразитную шестерню 52 (которых может быть до трех штук).

Когда шестерня 42 сцеплена с пара ° зитными шестернями 52, последние будут вращать колесо 48 и вал 45 в обратном направлении по отношению к шестерне 42. Переключение шестерни 42 следует производить при нейтральном положении рычага коробки скоростей педалью при помощи ноги водителя.

В устройстве для реверсирования колеса 43 и 4о могут быть ведущими, а шестерня 42 — ведомой.

Предмет изо брет ения.

1. Автоматическая прогрессивная передача, заключающая в себе ведомый элемент, обладающий возможностью радиального смещения относительно оси ведущего вала и сопряженный посредством храповых приспособлений с неподвижными упорами, обеспечивающими этому элементу вращение лишь в одном направлении, отличающаяся тем, что ведомый элемент свободно насажен на плавающий палец 40, удерживае мый в равновесии с одной стороны воздействием на него пружины 10, а с другой — воздействием центробежной силы груза 12.

2. Форма выполнения передачи по п. 1, отличающаяся тем, что палец 40 укреплен в хвостовике груза 12, монтиро ванного поворотно около цапфы 89, укрепленной эксцентрично на торце ведущего вала 1.

3. Применение в передаче по и. 1 переставного вдоль своей оси сердечника 9, помещенного внутри полого конца ведущего вала 1 и взаимодействующего посредством клиновых поверхностей с пальцем 40, с целью произвольного ограничения эксцентриситета смещения этого пальца относительно оси ведущего вала.