Предохранительная фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1—

О П И.-C А-Н И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Сощиалистических

Республик

{61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено23,05.75 (21) 2137092/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано25.03,77,Бюллетень ¹ (Я) Дата опубликования описания 14,06.77 (51) М 1.(л г

F 16 D 7/02

Гесударстаеииый киитет

Севета Мииистраа ИР па делам изабретеиий и Оти ытии (53) УДК621,825,5 (088 8 (72) Авторы изобретения

В. П. Чирков, А, Ф. Муравьев, A. И, Малинин и А, 3. Шапиро (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ М УФТА

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента с одного вала на другой, Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая корпус и установленные B нем сжатые пружинами фрикционные диски, а также стабилизирующее устройство, в котором осевое усилие, создаваемое шариками, передается на пружины, сжимающие фрикцион- щ ные диски через стакан, зубья которого нагружены окружным усилием от передаваемого крутящего момснта t 3. .

Однако возникающее в зубчатом зацеплении трение скольжения зубьев стакана по 15 зубьям фрикционных дисков, противодействующее осевому стабилизирующему усилию, может достигнуть значительной величины и не будет постоянным, так как ведущие и ведомые диски в процессе проскальзывания ме- О няют ориентировку один относительно другого.

Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая фрикционные диски, помещенные в корпусе, установленном концентрично в ведущей полумуфте и связанном с ней стабилизирующим устройством, тела KGчения которого размещены 2 продольных llaзах корпуса и расположены между смонтированными на последнем с возможностью осевого перемещения втулкой и ползуном, воздействующем на пружины, сжимающие фрикционные диски f2(.

Известная муф-.а имеет недостаточную нагрузочную способность и стабильность передаваемого крутящего момента.

Нагру зочная способность определяется прочностью клиновых выступов стабилизирующего устройства по напряжениям изгиба и по контактным напряжениям.

По напряжениям изгиба в известной муфте для включения в работу наибол шего количества клиновых выступов последние должны быть изготовлены с высокой т чностью по шагу (до 2 мин}, И тем не менее за счет погрешности изготовления в работе принимают участие не все выступы. В виду того, что клиновые выступы стабилизатора име,ют небольшую площадь сечения, их приходится изготовлять из высоколегированной стали

551460 со специальной термической и сложной механической обработкой.

В известной муфте в месте контакта ролика по плоскости клинового выступа стабилизатора возникают большие контактные напряжения, что заставляет делать поверхность клина с высокой твердостью.

Стабильность передаваемого крутящего момента в известной муфте будет непостоянной и зависит эт точности изготовления клиновых О выступов стабилизатора по шагу и центральному углу.

Целью изобретения является увеличение нагрузочной способности муфты и повышение стабильности передаваемого крутящего момен-р та, влияющей на условия эксплуатации муфты.

Зто достигается тем, что на внутренней поверхности ведущей полумуфты выполнены продольные канавки, а стабилизирующее уст- 20 ройство снабжено дополнительными телами качения, размещенными в упомянутых канавках между телами качения, установленными в пазах корпуса.

На фиг, 1 изображена предлагаемая 25 муфта, продольный разрез; на фиг. 2— поперечный разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б фиг. 1 на контровку пальцев.

Муфта состоит из корпуса 1, смонтиро- ЗО ванной на нем ведущей полумуфты 2, в продольных полукруглых пазах которых расположены шарики 3, удерживаемые от перемещения в осевом направлении втулкой 4 и ползуном 5. 35

В ползуне укреплены пальцы 6 с насаженными на них пружинами 7. Через отверстие в пальцах проходит проволока 8, предохраняющая пальцы от самопроизвольного вывертывания из ползуна. В корпусе посредством 40 зубчатого зацепления установлены стальные диски 9, между которыми зажаты диски

10 с прикрепленными к ним кольцами 11 из фрикционного маиериала. Диски 10 посредством зубчатого зацепления соединены с N втулкой 1 2, связанной через шпонку- 13 с валом 14. Кольцо 15 фиксирует втулку

12 от осевого перемещения относительно корпуса 1.

Ча корпус навернуты гайка 1 6 и три зас- >О тэпоренные эт поворота контргайки 1 7, На ступице гайки 16 смонтировано кольцо 18, п=редаюшэе давление эт гайки на диски 9 и 10„Резиновый кожух 19 насажен с натягом на ведущую полумуфту 2 и втулку 4, Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от ведущей полумуфты

2 передается на шарики 3, расположенные в ее продольных полукруглых пазах. Шарики

3, заклиниваясь между шариками, располо.) женными в продольных полукруглых пазах корпуса 1, передают крутящий момент на корпус, создавая одновременно осевое стабилизирующее усилие, действующее на втулку 4 и ползун 5.

Крутящий момент с корпуса 1 через зубчатое зацепление передается на диски 9, которые за счет трения передают его дискам

10, Последние посредством зубчатого зацепления передают крутящий момент на втулку 12, далее через шпонку 13 - на вал 14.

Величина передаваемого муфтой крутящего момента определяется величиной сжатия пружин 7 и регулируется вращением гайки 1 6.

Зазор ." " между втулкой 4 и контргайкой

17 при отсутствии крутящего момента должен быть в пределах 0,2 — 0,6 мм.

Под действием крутящего момента осевое стабилизирующее усилие выбирает этот зазор, прижимая втулку 4 к контргайке 1 7, после чего стабилизирующее усилие через пэлзун 5 и пальцы 6 начинает сжимать пружины 7, уменьшая сжатие фрикционных дисков 9 и 10. Зто приводит к уменьшению произвольных отклонений крутящего момента, передаваемого муфтой.

Если у отрегулированной на передачу определенного крутящего момента муфты проИзойдет произвольное увеличение коэффициента трения на фрикционных дисках 9 и 10, то и передаваемый муфтой крутящий момент увеличится прямо пропорционально увеличению коэффициента трения. При увеличении крутящего момента прямо пропорционально увеличивается и осевое стабилизирующее усилие, уменьшающее давление пружин 7 на фрикционные диски 9 и 10, что приводит к уменьшению крутящего момента, передаваемого муфтой, т.е. происходит стабилизация крутящего момента.

С уменьшением коэффициента трения на дисках 9 и 10 происходит уменьшение стабилизирующего усилия и увеличение давления пружини 7 на фрикционные диски.

Зазор " 0 " устанавливается вращением контргайки 17, фиксируется соседней контргайкой и стопорится расположенным между ними стопорным устройством.

При отсутствии зазора "1 " фрикционные диски окажутся несжатыми и будут проскальзывать, т.е. муфта не будет передавать крутящий момент. Контакт между собой большого количества шариков, размещенных в продольных пазах корпуса и поводка, позволяет повысить стабильность передаваемого крутящего момента и нагрузочную способность муф" ты., Стабильность передаваеглэго крутящего момента в предлагаемо= муфте зависит от точности изготовления шариков и точности из551460 ными в пазах корпуса. готовления пазов под шарики. Последняя обеспечивается инструментом и не требует дополнительной обработки, так как шарики имеют возможность самоустановки. Низкие контактные напряжения между большим количеством шариков, работающих по вогнутой поверхности канавки, исключают необходимость обеспечения высокой твердости поверхности канавки.

Благодаря высокой нагрузочной способ- щ ности стабилизирующего устройства количество фрикционных дисков в предлагаемой муфте может быть увеличено, при этом габариты муфты увеличатся только по длине.

Формула изобретения

Предохранительная фрикционная муфта, содержащая фрикционные диски, помещенные в ко пусе, установленном кэнцентрично в ведущей полумуфте и связанном с ней стабилизирующим устройством, тела качения которого размещены в продольных пазах корпуса и расгэложены между с оптированными на последнем с возможнэстью осевого перемещения втулкой и полз ном, воздействуюшим на пружины сжимаю;цие фрикц энные диски, э т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности муфты и улучшения условий эксплуатации„ на внутренней повер>.ности ведущей полумуфты выполнены продольные канавки, а стаб 1лпзируюпе= устройство сН86>КНо полол тельi i13i ; xQми качения, размещенными в упомянуть х канав. ах между телами качения, устанэвленИсточники информации, принятые вэ внл— мание при экспертизе:

1, Чернавский С. А. и др. Проектировав ние механических передач, М., 1 963 г., стр. 625, фиг. 64.

-. Авторское свидетельство СССР

¹ 450909 М Клг& 16 d 7/02 1973 (прототип) .

А-A

Видб

Составитель О. Логвинова

Редактор Л. Народная Техред 3. Фанта Корректор А. Власенко

Заказ 106/19 Тираж 1 162 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4