Планетарный зубчатый вариатор скорости

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ „„

ИЗОБРЕТЕНИЯ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 24.06.74(21) 2036642/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25,03,77Яюллетень №11 (45) Дата опубликования описания 14.06.77 (51) М. Кл.е

F 16 Н 3/44

F 16 Н 33/14

Гасударственный комитет

Совета Инннстроа СССР по делам наооретеннй н открытий (53) УДК 621,833,6 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Е. Шустер и Б. М. Щекин (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНЫЙ ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ

Изобретение относится к зубчатым передачам, а именно к планетарным зубчатым вариаторам скорости.

Известен планетарный зубчатый вариатор скорости, содержащий ведущий, промежуточный и ведомый валы.

На ведущем и промежуточном валах жестко установлены по две конические шестерни.

Солнечная шестерня на ведущем валу и цилиндрическая шестерня на промежуточном ва- тО лу через эпицикл и сателлиты передают вращение на ведомый вал-водило. Между ведущим и промежуточным валами установлено плас тинчатое колесо, образующее зубчато-пластинчатое зацепление с коническими шестернями. 15

Пластинчатое колесо установлено с возможностью перемещения вдоль образующих конусов конических шестерен, что и обеспечивает плавное изменение передаточного числа вариатора fl). 20

Однако нагрузочная способность зацеплений известного вариатора невысокая.

Известен также планетарный зубчатый вариатор скорости, содержащий корпус с крышками, ведущий и ведомый валы, связанный с корпусом эпициклический зубчатый венец, набранный из пластин, соединенное с ведущим валом водило, на котором установлен сателлит, кинематически связанный с ведомым валом, и регулирующее устройство. Сателлит выполнен коническим. Регулирование скорости осуществляется при перемещении зубчато-пластинчатого венца вдоль образующей конического сателлита (2).

Недостатком этого вариатора также является невысокая нагрузочная способность.

Для повышения нагрузочной способности вариатора пластины имеют скосы на боковых и обращенных к корпусу поверхностях, сателлит выполнен с двумя прямозубыьи венцами, повернутыми один относительно другого на половину углового шага, кинематическая связь его с ведомым валом представляет собой коническую цевочную передачу, регулирующее устройство выполнено в виде клинового механизма, один из элементов которого связан с сателлитом, а другой - с зубчатым венцом, обеспечивающим согласованное изменение эксцентриситета сателлита и диаметр зубчатэгэ венца, вариатэр снабжен закре??ле??ным внутри корпуса кольцом, на эдиэм из торцов которого и на обращенной к нему кры?лке выполнены радиальные пазы„в которые попарно установлены пластины, и свернутой в кольцо пружиной, расширяюц?ей изнутри зубчатый .венец.

Такое вь.полнение вариатора обеспечивает условия, максимально приближенные к условиям обычного зубчатого зацепления па- щ ры цилиндрических колес, при этом вследствие увеличения контактных площадок зубьев снижаются контактные напряжения, На чертеже схематично изображен предлагаемый вариатор. продольный разрез. N

Он содержит корпус 1 с крышками 2 и

3, Beä)ii?èé Бал 4 и ведомый вал 5, эпициклический зубчатый венец 6, набранный из пластин, соединенное с ведущим валом 4 водило 7, сателлит 8, имеющ?лй два пря- Ю мэзуэых венца 9 и 1 0; пэвеонутых Один От» нэсительно другого на половину углового шага. Сателлит 8 установлен на подшипниках

11 и 12 и связан с ведомым валом 5 гри помощи конической цевэчнэй передачи 13. 25

Внутрь сателлита 8 вставлен плоский клиновый копир 14, который может перемещаться в осевом направлении вдоль паза, выполненного в водиле 7. На копире подвижно Tlo клиневым поверхностям установлены эксцент-® рик 1 5 и противовес 1 6, При осевом перемещении копира 14 эксцентрик 15 и противовес 16 перемещаются раздельно в противоположных направлениях. Копир 14 имеет хвостовик 17,к которому жестко прикрепле- 86 нь! цевки цевочной передачи 13. Хвостовик

17 оперт на ведомый вал посредством подшипников 18, установленных в стакане 19, перемеа..аюшемся в осевом направлении вдоль ведомого вала по шлицам 20, На стакане 40

19 закреплено кольцо 21 с кольцевым пазом, в который вставлена вилка 22. К вилке 22 шпилькой 23 прикреплено кольцо 24 с цилиндрической наружной и коническойвнутренней поверхностями, перемещающееся в осевом направлении.

В корпусе 1 размещен маховичэк 25, Образующий со шпилькой 23 винтовок пару, Совокупность элементов 14, 15, 17, 22, 23, 24, 25 представляет собой регулирующее устройство, Внутри корпуса закреплено кольцо 26, имею??ее радиальные пазь 27.

r;

На крь?шке 2 также имеются радиальные пазы

28. Пластины зубчатогэ венца 6 своими краями входят в радиальные пазы 27 и 28.

? ирина п=.>ов выбрана такой, что в каждый паз входит две пластины, Пластины зубчатогэ венца 6 имеют скосы на поверхностях, Бзаимэдействуюшпх с конической поверхнос-6О тью кольца 24 и I.I краях„входящих в радиальные пазы 27 и 28.

Изнутри пластины э??ираются на свернутую в кольцо пружину 29. Ведущий вал 4 установлен в корпусе на подшипнике 30, а ведомый на подшипниках 31.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 4 и водила

7 сателлит 8 обкатывает неподвижный зубчатый венец 6 и передает вращение через цевочную передачу 13 на ведомый вал 5.

Регулирование скорости осуществляется при повороте маховичка 25, в результате чего одновременно перемешаются в осевом направлении кольцо 24 и кспир 14, при этом изменяется эксцентриситет расположения сателлита в водиле и диаметр зубчатого венца

6. Согласование шагов в зоне зацепления зубьев сателлита с пластинами обеспечивается возможностью поворота пластин в своих плоскостях, благодаря наличию на их боковых поверхностях скосов.

Формуда изобретения

Планетарный зубчатый вариатор скорости, содержащий корпус с крышками, ведущий и ведомый валы, связанный с корпусом эпициклический зубчатый венец, набранный из пластин, соединенное с ведущим валом водило, на KoTDpoM установлен сателлит, кинематически связанный с ведомым валом, и регулирующее устройство, о т л и ч а ю ш и й— с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, пластины имеют скосы на боковых и обращенных к корпусу поверхностях, сателлит выпэлнеч с двумя прямозубыми венцами, повернутыми один относительно другогс на половину углового шага, кине?латическая связь его с ведомым валом представляет собой коническую цевочную передачу, регулирующее устройство выполнено в виде клинового механизма, один из элементов которого связан с сателлитом, а другой — с зубчатым венцом, обеспечивающего согласованное изменение эксцентриситета сателлита и диаметр зубчатого венца, а вариатор снабжен закрепленным внутри корпуса кольцом, на одном из торцов которэгэ

?л на обращенной к нему крышке выполнены радиальные пазь?, в которые попарно установлены пластины, и свернутой в кольцо пружиной, распираю??,ей изнутри зубчатый вечец.

Источники инфэрмации, принятые во внимание при экспертизе:

=. Авторское свидетельство СССР

9-,1, 2. Кожевников С. Н. и др. "Механизмы"„

1965, с. 409,фиг. 5,66. редактор -,а„ ова

Составитель О. Косарев

Техред 3. Фа- -,та Хорвектор А. Власенко

Заказ jС6/ 18 1 ирау ) >Qg2 „}од . цс; ое

4!".ЙИ ПИ I ос л арствепноГо комит":";та (авета ." 1ии. с Гров С =. по делам изобретени1:, - открыт.. л1 .5, Москва, . А- - » 1- аУшск;;», «""-о-. и филиал 11, "Цатецт", x 7 1 ооо:1, ул„ l " т-оек|иаи 4