Индукционный компас
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистимеских
Республик
О П
ИЗОБРЕТЕН И
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11 08.75 (21) 2165646/1 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.03.77 Рюллетень (45) Дата опубликования описания 30.
M. Кл.
5 01 С 17/18
Гооударстаенный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и атнрытий
У,ЦК 538.74:621, .317.727.1 (088.8) Я. М. Фомкин, Г. Я. Гектин и Т. М. Фролова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) HHnmuXOHHI iй SOXn C
Изобретение относится к дистанционным магнитным компасам с чувствительными элементами в виде феррозондов.
Известны индукционные компасы, где в качестве чувствительного элемента ис- 5 пользую два ортогонально расположенных феррозонда, укрепленных в карданном подвесе, для стабилизации которого в плоскости горизонта используют комбинированные маятники, состоящие из груза и поплавка, 10 а для демпфирования его помешают в сосуд с демпфируюшей жидкостью (11. В качестве компенсатора девиации объекта, на котором установлен компас, используют электромагнитные компенсаторы в виде 15 колец Гельмгольца.
Цель изобретения — повышение точности индукционного компаса.
Указанная цель достигается тем, что один из феррозондов помещен в подвижную 20 обойму с возможностью разворота относительно неподвижного феррозонда. Феррозонды расположены в непосредственной близости друг над другом симметрично относительно точки пересечения осей карданного под- 25 веса параллельно осям балансировочных винтов. Сборка внутреннего кольца карданного подвеса имеет нулевую плавучесть в поддерживающей жидкости, а внутренная полость между стаканом внутреннего кольца карданного подвеса и подвижной обоймы частично заполнена вязкой жидкостью.
На чертеже изображен индукционный компас,разрез, Феррозонд 1 неподвижно закреплен в стакане 2, являющимся внутренним кольцом карданного подвеса 3, параллельно оси балансировочного винта 4. Феррозона 5 закреплен в обойме 6, которая может разворачиваться в стакане 2 по цилиндрической проточке. Феррозонд 5 параллелен оси балансировочного винта 7. Груз 8 и поплавок 9 служат для удержания магнитных осей феррозондов 1 и 5 в плоскости горизонта. Сборка карданного подвеса помешена в корпус 10, заполненный поддерживаюшей и демпфируюшей жидкостью. Корпус 10 охватывают электромагнитные катушки 11 и 12 для компенсации продольной составляюшей девиации (катушка для компенсации попереч551505
3 ной и вертикальной составляющих девиации на чертеже не показаны). Для согласования ортогональности магнитных осей в сборке карданного подвеса служит подвижная обойма 6. Розворотом обоймы 6 с феррозондом 5 относительно стакана 2 и неподвижного феррозонда 1 добиваются ортогональности магнитных осей феррозондов 1 и 5.
Обойма 6 с феррозондом 5 перед ус- щ тановкой в сборку подвергается балансировке относительно вертикальной оси и при развороте не нарушает балансировки карданного подвеса, а оси феррозондов 1 и
5 остаются в параллельных плоскостях.
Для балансировки (приведения магнитных осей феррозондов в плоскость горизонта) служат балансировочные винты 4 и 7, оси которых параллельны магнитными осям феррозондов 1 и 5, чем обеспечивается раздельная балансировка.
Узел стакана 2 имеет в поддерживающей жидкости нулевую плавучесть. Этим обеспечивается отсутствие контактного давления в подшипниках внутренней оси карданного подвеса и незначительное контактное давление в подшипниках наружной оси карданного подвеса, Разгрузка осей позволяет применить приборные шарикоподшипники с малыми внутренними и наружными диамет- 30 рами, а значит, с малыми моментами со6ственного трения. Отсутствие дополнительного контактного давления, вызванного весом указанной сборки, приводит к тому, что моменты тр ения в опорах карданного подвеса равны момен- З5 там трения в подшипниках. Это приводит к малому застою, а значит, и к малой пог» решности компаса, вызванной статической разбалансировкой. Маятник из груза 8 и поплавка 9 вследствие ограниченных раз- 40 меров плеча и малых линейных скоростей при наклоне имеет малый период собственных колебаний и большое время успокоения.
Для сокращения времени успокоения полость между стаканом 2 и подвижной 4 обоймой 6 частично заполнена вязкой жидкостью, например полиэтилсилоксановой.
Эта жидкость является своеобразным маяч ником, который колеблется в противофазе с основным маятником из груза и поплавка.
При соответствующем подборе объема и вязкости заполняющей полость жидкости удается повысить коэффициент демпфирования маятника и сократить время его успокоения.
В описываемом компасе феррозонды 1 и 5 расположены в центре катушек ll, 12 симметрично и в непосредственной близости от точки пересечения осей карданного подвеса друг над другом. Такое расположение позволяет свести к минимуму линейные перемещения феррозондов в поле колец катушек электромагнитного компенсатора и уменьшить погрешность компаса при статических кренах и дифферентах носитео ля. Погрешность компаса не превышает 1, масса О, 1 кг.
Формула изобретения
Индукционный компас, содержащий корпус с жидкостью, в котором расположены два ортогогальных феррозонда, укрепленных в карданном подвесе, груз с балансировочными винтами, поплавок и электромагнитные девиационные катушки, о т л ич а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения точности показаний, один из феррозондов укреплен в подвижной обойме стакана внутреннего кольца карданного подвеса с возможностью разворота совместно с обоймой по цилиндрическим проточкам относительно неподвижного феррозонда, причем феррозонды расположены параллельно осям балансировочных винтов и симметрично относительно точки пересечения осей карданного подвеса, а внутренняя полость стакана частично заполнена демпфируюшей жидкостью, например полиэтилсилоксановой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1„Авторское свидетельство ¹ 287327, М. Кл. 9 01 С, 17/26,1968(прототип).
12
Составитель Ю. Ступко
Редактор Т. Иванова Техред И. Асталош Корректор А. Власенко
Заказ 113/21 Тираж 822 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4