Устройство для компенсации четвертной девиации датчика магнитного курса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ()55ЫО6 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 12.08.71 (21) 1688645/10 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.03.77Бюллетень № 11 (45) Дата опубликования описания 30.05.77 (51) М. Кл.е 01 С 17/30

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 528.1 (088. 8) (72) Автор изобретения

В. Ф, Увакин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ЧЕТВЕРТНОЙ

ДЕВИАЦИИ ДАТЧИКА МАГНИТНОГО КУРСА

Изобретение относится к навигационному оборудованию, устанавливаемому íà самолетах для определения магнитного курса в гироиндукционных компасах„

Известные устройства для компенсации девиации и инструментальной погрешности гироиндукционных компасов, содержашие четырехполюсные элементы с распределенными обмотками на статоре, вращающиеся ассиметричные магнитопроводы и 1р мехнические лекальные устройства, обладают недостаточной точностью, надежностью и значительно усложняют процесс устранения девиации на самолетах, Для повышения точности, надежности и упрощения процесса компенсации девиацией на самолете обмотки на диаметрально расположенных полюсах статора одного из четырехполюсных элементов соединены пос- 20 ледовательно согласно по потоку намагничивания, а диаметрально противоположные обмотки полюсов статора другого элемента соединены с обмотками соседних полюсов введенной в датчик магнитного курса це- 25 пи синхронизации встречно потоку намагничивания.

На фиг. 1 изображено устройство для компенсации синусной составляющей четвертной девиации, общий вид; на фиг. 2— устройство для компенсации косинусной составляющей четвертной девиации, общий вид; на фиг. 3 — электрическая схема включения обмоток устройства для компенсации четвертной девиации в цепи синхронизации индукционного компаса.

Каждый из компенсаторов 1 и 2 четвертной девиации состоит из четырехполюсного статора 3 с четырьмя идентичными обмотками на зубцах и ассиметричного в плоскости чертежа ротора. 4. Пакеты статора и ротора выполнены из магнитомягких материалов. Обмотки компенсатора 1 соединены по фазам согласованно по потоку намагничивания. Одна пара обмоток на соседних зубцах статора компенсатора 2 соединена согласованно по потоку намагничивания (I — П ), а другая — встречноп1-1Ч

Устройство работает следуюшим образом.

551506

Индуктивное сопротивление обмоток I-II и III-IV компенсатора 1 определяется магнитным сопротивлением для намагничивающих сил обмоток, т, е. положением зубцов ротора относительно осей обмоток. б

Если ось зубцов ротора расположена о под 45 к полюсам статора, то индуктивные сопротивления обмоток I-11и Ш-17равны, и ассиметрии цепей синхронизации между индукционным датчиком и СКТ-приемни- 10 ком не создается.

Нри положении оси зубцов ротора по оси обмотки П1- 1Ч индуктивное сопротивление ее возрастает, а ток намагничивания уменьшается, что приводит к повороту вектора И суммарной намагничивающей силы в плоскости СКТ-приемника компаса, изменяющемуся от курса по закону синуса.

Знак синусной составляющей четвертной девиации определяется положением оси зуб- цов ротора относительно осей обмоток

Х- II и 111- I ÌB устройстве для компенсации косинусной составляющей четвертной девиации в силу последовательного и встречного по потоку намагничивания включения обмоток на соседних полюсах величина и знак транс« формированной ЭДС из цепи синхронизации с большим ее значением в цепь с меньшим значением определяются положением оси

ЭО зубцов ротора относительно осей обмоток статора.

При положении оси зубцов ротора под о углом 45 к осям обмоток индуктивности всех обмоток будут равны, а трансформиро35 ванные ЭДС второй гармоники в обмотках одной фазы будут равны и сдвинуты по о фазе на 180 и компенсируют друг друга.

Положение вектора суммарной намагничивающей силы в плоскости СКТ в этом слу40 чае не изменяется при включении компенсатора.

Если ось зубцов ротора совпадает с осью полюсов пакета статора, то индуктивные сопротивления обмоток по этой оси будут максимальными, падения напряжения второй гармоники на них тоже максимальные и косинусная составляющая четвертной девиации, знак которой определяется включением обмоток в цепи синхронизации, также будет максимальна, Так как индуктивные сопротивления обмоток по другой оси малы, трансформированная составляющая ЭДС второй гармоники этих обмоток, фаза которой сдвинута о на 180 относительно трансформированной

ЭДС обмоток по другой оси, только уменьшит величину косинусной составляющей четвертной девиации. При повороте ротора о на 80 знак косинусной составляющей четвертной девиации изменится на противопо-, ложный, Компенсация полукруговой девиации компаса производится известными средствами.

Формула изобретения

Устройство для компенсации четвертной девиации датчика магнитного курса, содержащее два идентичных четырехполюсных эле. мента с четырьмя распределенными обмотками на статоре и с вращающимися ассиметричными роторами, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения точности, надежности и упрощения процесса компенсации девиаций на самолете, обмотки на диаметрально расположенных полюсах статора одного из четырехполюсных элементов соединены последовательно согласно потоку намагничивания, а диаметрально противоположные обмотки полюсов статора другого элемента соединены с обмотками соседних полюсов введенной в датчик магнитного курса цепи синхронизации встречно потоку намагничивания.

Составитель В. Куприянов

Редактор Т. Иванова Техред И. Асталош Корректор

Заказ 1 1 3/2 1 Тираж 822 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4