Линейный двигатель постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О и И С Л- Я" М-ЕИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистииеских
Республик (11) 551770
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено18.04.75 (21) 2126052/07 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано25.03 77.Бюллетень № 11 (45) Дата опубликования описания 09,06.77 (51) М. Кл.
Н 02 К 41/02
Государственный комитет
Совета Миниотрое СССР оо делам нзооретеннй н открытий (53) УДК 621,313,282 (088.8) Д. В. Свечарник, А. М. Григорович, А. А. Горбунов и М. A. Суханова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЛИНЕЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение может найти применение в приводах конвейерных поездов, особенно на участках с крутыми подъемами, например, для электроподвижного состава открытых горных разработок. б
Известен линейный двигатель постоянного тока, содержащий магнитопровод с обмот кой возбуждения, статор с якорной обмоткой и разделенные немагнитными промежутками на отдельные участки ферромагнитные по- тп лосы.
Однако у известного двигателя имеется отдельная система возбуждения и значителт но рассеяние между элементами магнитопрэвода, что уменьшает КПД. 15
Наиболее близок к изобретению линейный двигатель постоянного тока, содержащий магнитопровод и два пакета статора с обмоткой, разделенной на секции, сдвинутые на половину полюсного деления и поключен яо ные к одновременно коммутируемым элементам коммутатора, управляемого датчиком положения, причем в каждый момент времени секции, расположенные между полюсами, выполняют функции обмотки возбуждения, à .25 секции, расположенные над полюсами, выполняют роль якорной обмотки, Однако в таком двигателе неэффективно используется обмотка, что приводит к ухудшению КПД двигателя.
11ель изобретения - повышение КПД двигателя.
Это достигается тем, что магнитопровод выполнен Ш-образной формы, а между его стержнями расположены пакеты статсра с обмоткой.
На фиг. 1 изображен линейный двигатель постоянного тока, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, вид в плане.
Линейный двигатель содержит подвижную и непод,вижную части. Подвижная часть соотоит из магнитопровода 1, выполненного
1U-образной формы в поперечном сечении, укрепленного на подвеске 2. Магнитопровод может быть выполнен из отдельных брусьев, закрепленных между собой через половину полюсного деления относительно статора, или же в виде брусьев (полос), но объединенных между собой общей ферромагнитной спинкой. Неподвижная часть двигателя вклкт551770 чает два шихтованных пакета статора 3, укрепленных вдоль направляющего пути 4, коммутатор 5, датчик положения 6. В пазах статора уложены секции кольцевой об» мотки 7. Каждый пакет статора имеет пазы в зоне воздушного зазора, Одна пара выводов секций обмотки 7, лежащих в противоположных пазах пакетов статора 3, включена согласно, а другая подключена к коммутатору 5. !О
Двигатель работает следующим образом.
При подаче напряжения на двигатель посредством датчика положения 6 определяется относительное положение полюсов ма !5 нитопровода и секций обмотки 7. В соо ветствии с этим подаются управляющие сиг» налы на коммутатор 5 (контактный или бес» контактный), который подключает секции обмотки двигателя к источнику питания таким Ю образом, чтобы те секции, которые наход п ся в рассматриваемый момент времени между полюсами магнитопровода (секции воз»буждения), создали вокруг себя магнитный поток, который замыкается (см. фиг, 2) 25 через рядом лежащие полосы магнитопровода и пакеты статора, или же при наличии сплошной спинки магнитопровода магнитный поток замыкается автономно в пределах полюсного деления через каждый пакет статора и часть спинки магнитопровода, находя щуюся в зоне своего статора. При этом из полос магнитопровода образуется переменно-полюсная система. Те секции, которые находятся в данный момент под полюса- ® ми магнитопровода (якорные), подключают ся к источнику питания так, чтобы взаимодействие тока, протекающего по ним, с потоком от секций возбуждения создало силу, вызывающую перемещение подвижной части двигателя относительно неподвижной. В процессе работы двигателя датчик положения
6 выдает сигналы на коммутатор 5, который подкиочает секции обмотки двигателя то к цепи возбуждения, то к цепи якоря, в зависимости от их положения относительно полос магнитопровода, так, чтобы действие силы было в одну сторону. Для осуществления реверса двигателя коммутатором изменяется направление тока либо в секциях, которые в данный момент являются якорными, либо в секциях, которые в данный момент работают как секции возбуждения.
Предлагаемый двигатель позволяет уве»личить полезную длину секции обмотки и тем самым повысить КПД путем умень щения потерь в лобовых частях и улучшить энергетические показатели двигателя.
Формула изобретения
Линейный двигатель постоянного тока, содержа-ций магнитопровод и два пакета статора с обмотко", разделенной на секции, сдвинутые на половину полюсного деления и подключенные к одновременно коммутируемым элементам коммутатора, управляемого датчиком положения, причем в каж» дый момент времени секции, расположенные между полюсами, выполняют функции 06МоТ» ки возбуждения, а секции, расположенные над полюсами, выполняют роль якорной обмотки, отличающийся тем,что, с целью повышения КПД магнитопровод выполнен Ш-образной формы, а между его стержнями расположены пакеты статора с обмоткой.
1-С
1у
Г
IS
Составитель Ф. Подольская
Редактор Л. Гребенникова Техред А. Богдан Корректор Ж Кеслер
Заказ 134/31 Тираж 902 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектнаи, 4.