Канал судового подруливающего устройства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

|и| 552243

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 28.04.75 (21) 2130182/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.77. Бюллетень ¹ 12

Дата опубликования описания 20.04.77 (51) М. Кл. В 63Н 25/42

В 63Н 25/46

Государстееииый комитет

Совета Мииистрое СССР (53) УДК 629.12:532.5. .075.014.6 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. И. Канивец и А. Б. Ваганов

Изобретение относится к судостроению.

Известен канал судового подруливающего устройства, образованный цилиндрической поверхностью (1).

Однако такой канал создает добавочное сопротивление во время движения судна.

Известен канал судового подруливающего устройства, образованный цилиндрической поверхностью и включающий выемку в борту судна, сопряженную с цилиндрической поверхностью канала (2).

Однако у подруливающего устройства с таким каналом уменьшается полезная тяга за счет снижения скорости потока жидкости на выходе из канала.

Цель изобретения — повышение полезной тяги подруливающего устройства.

Для этого в районе соединения поверхности выемки и цилиндрической поверхности канала выполнен выступ, образованный пересечением цилиндрической поверхности канала и плоскости батокса. Кроме того, минимальный размер выступа в горизонтальной плоскости определяется по формуле h=O,ОЗДнсоза; где Д, — поперечный размер канала в горизонтальной плоскости; а — угол в горизонтальной плоскости между линией, являющейся продолжением образующей канала, и линией, соединяющей вершину выступа с точкой на поверхности выемки, равноотстоящей от диаметральной плоскости судна с точкой пересечения образующей канала и ватерлинии судна без подруливающего устройства.

На фиг. 1 изображено подруливающее устройство, внд сбоку; на фиг. 2 — разрез по

A — А на фиг. 1.

Канал подруливающего устройства, выполненный в корпусе судна 1, содержит цилинд10 рическую поверхность Б, выемку а и выступ

2, образованный пересечением плоскости В батокса с цилиндрической поверхностью Б.

В горизонтальной плоскости, проходящей через ось канала, ватерлиния б судна без под15 руливающего устройства пересекается с образующими в цилиндрической поверхности Б в точках Г и Д; точка Š— вершина выступа 2, точка Ж вЂ” точка на поверхности выемки а, равноотстоящая от диаметральной плоскости

20 3 с точкой Г. Д вЂ” поперечный размер канала в горизонтальной плоскости; а — угол между образующей цилиндрической поверхности канала, проходящей через точку Г, и линией, соединяющей точки Е и Ж. Точка О лежит на

25 линии пересечения плоскости В и поверхности выемки а.

При выполнении канала подруливающего устройства с выемкой а, сопрягаемой с теоретическими обводами судна, положение высту30 па 2 выбирается таким, чтобы его вершина E

552243 была защищена передней кромкой канала от встречного потока жидкости при движении судна передним ходом. Для этого вершина Е выступа 2 расположена ближе к диаметральной плоскости судна, чем точка Г передней кромки канала.

Для определения минимального размера Й выступа 2 (см. фиг. 2) строится треугольник с вершинами в точках Е, Ж и Г, Величина Й измеряется от вершины Е выступа 2 до точки О.

Для снижения гидравлических потерь на входе канала подруливающего устройства кромки канала и выступа скругляются.

При работе подруливающего устройства свободная струя жидкости формируется на выступе 2 и в районе передней кромки канала.

При этом обвод выемки а не влияет на формирование свободной струи вследствие наличия выступа 2.

Выполнение канала с выступом позволяет увеличить полезную тягу подруливающего устройства без увеличения мощности движителя или установления дополнительного средства активного управления судном.

Формула изобретения

1. Канал судового подруливающего устройства, образованный цилиндрической поверхностью и включающий выемку в борту судна, сопряженную с цилиндрической поверхностью канала, отличающийся тем, что, с целью увеличения полезной тяги подруливающего устройства, в районе соединения поверхности выемки и цилиндрической поверхности канала выполнен выступ, образованный пересечением цилиндрической поверхности канала и плоскости батокса.

2. Канал по п, 1, отлич ающи и ся тем, что размер выступа в горизонтальной плоскости не менее величины, определяемой по формуле h= 0,03 P

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт, св. № 372791, кл. В 63h 25/46, 1968.

2. Лебедев Э. П. и др. Средства активного управления судами. Л., «Судостроение», 1969, с, 101, рис. 55.

552243 фиг.1

Д-А

Фиг.

Составитель В. Макеев

Редактор А. Купрякова

Техред И, Карандашова

Корректоры: Л. Орлова и Л. Котова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 698/19 Изд. ¹ 335 Тираж 609 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5