Спеченный антифрикционный материал на основе железа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

/ и 552367

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.12.75 (21) 2198904/02 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.77. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 26,04.77 (51) М. КлР С 22С 33/02

С 22С 38/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 669.15-192:621.

018 24 621 762 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения А. Г. Большеченко, А. К. Гайдученко, Е. К. Юнацкии, Л. А. Жуковская

Л. М. Клевцова, В. А. Троицкий, Л. С. Бойко и М. Н. Локоть

Броварский завод порошковой металлургии и Всесоюзный научноисследовательский и проектно-конструкторский институт редукторостроения (71) Заявители (54) СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА

Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам, которые могут быть использованы при изготовлении подшипников скольжения, червячных колес редукторов и различных узлов трения, работающих в условиях высоких контактных нагрузок.

Известен спеченный антифрикционный материал на основе железа, содержащий графит и дисульфид молибдена.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту являстся спеченный антифрикционный материал, имеющий следующий состав, вес. %:

Хром 2 — 4

Углерод 2 — 4

Медь 1,5 — 2,5

Дисульфид молибдена 4 — 6

Железо Остальное

Целью изобретения является повышение антифрикционных свойств, прочности и износостойкости спеченного антифрикционного материала в условиях высоких контактных нагрузок.

Для этого предложен спеченный антифрикпионный материал на основе железа, содержаций дисульфид молибдена и медь, который отличается от извсстног0 тем, ITo он содержит компоненты в следующем соотношении, вес. %:

Дисульфид молибдена 2 — 4

Медь 3 — 5

Железо Остальное

Предложенный спеченный антифрикцнонный материал обладает высокими антифрикционными свойствами, прочностью и износостойко10 стью и хорошо обрабатывается резанием.

Предложенный материал имеет следующие механические и антифрикционные свойства:

Твердость, кг/см 72 — 85

Прочность при изгибе, кг/ммв 43 — 50

15 Ударная вязкость, кгс м/смв 1,15

Пористость, % 14 — 18

Коэффициент трения при испытании на машине трения

МИ-1М со смазкой — масло

20 «Индустриальное 20» — и скорости скольжения 1 м/сек 0,005 — 0,007

Контактная нагрузка, кг/см До 700

Приготовление спеченного антифрикционного материала проводят методом порошковой

25 металлургии, включающим приготовление шихты смешиванием исходных порошков, прессование шихты при давлении 8 — 10 т/см- обеспечивающем пористость заготовок 14-18%, и спекание в среде природного конвсптн552367

Содержание, вес. Оо в составах, №

Компоненты

Медь

Дисульфид молибдена

Железо

Формула изобретения

Остальное до 100

Составитель Э. Залманова

Редактор 3. Ходакова Техред А. Овчинникова Корректор Л. Денискина

Заказ 78477 Изд. № 349 Тираж 799 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

3 рованного газа при 1130 — 1140 C в течение

2 — 3 час.

В таблице представлень1 составы порошко-. образных смесей, из которых изготовлен пред. ложенный материал.

Предложенный спеченный антифрикционный материал предназначен для изготовления различных узлов трения, работающих в условиях высоких контактных нагрузок с применением смазок. Материал, обладающий высокими антифрикционными и механическими свойствами, может заменить литые сплавы цветных металлов при изготовлении пар трения типа червячных, Испытания предЛоженного спеченНого антифрикционного материала и изгбТовленной из него опытной партии червячнь1х колес редукторов проводятся на стендах с разомкнутой схемой нагружения. Результаты испытаний редукторов следующие:

Максимальная нагрузочная способность, кг см 20 — 22

Коэффициент полезного действия 0,7б — 0,78

Ориентировочная долговечность, тысяч часов

Спеченный антифрикционный материал на основе железа, содержащий дисульфид молибдена и медь, отличающийся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств, прочности и износостойкости в условиях высоких контактных нагрузок, он содержит компоненты в следующем соотношении, вес. о/о.

Дисульфид молибдена 2 — 4

25 Медь 3 — 5 железо Остальное