Спеченный антифрикционный материал на основе железа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
/ и 552367
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.12.75 (21) 2198904/02 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.03.77. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 26,04.77 (51) М. КлР С 22С 33/02
С 22С 38/16
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 669.15-192:621.
018 24 621 762 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения А. Г. Большеченко, А. К. Гайдученко, Е. К. Юнацкии, Л. А. Жуковская
Л. М. Клевцова, В. А. Троицкий, Л. С. Бойко и М. Н. Локоть
Броварский завод порошковой металлургии и Всесоюзный научноисследовательский и проектно-конструкторский институт редукторостроения (71) Заявители (54) СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА
Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к спеченным антифрикционным материалам, которые могут быть использованы при изготовлении подшипников скольжения, червячных колес редукторов и различных узлов трения, работающих в условиях высоких контактных нагрузок.
Известен спеченный антифрикционный материал на основе железа, содержащий графит и дисульфид молибдена.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту являстся спеченный антифрикционный материал, имеющий следующий состав, вес. %:
Хром 2 — 4
Углерод 2 — 4
Медь 1,5 — 2,5
Дисульфид молибдена 4 — 6
Железо Остальное
Целью изобретения является повышение антифрикционных свойств, прочности и износостойкости спеченного антифрикционного материала в условиях высоких контактных нагрузок.
Для этого предложен спеченный антифрикпионный материал на основе железа, содержаций дисульфид молибдена и медь, который отличается от извсстног0 тем, ITo он содержит компоненты в следующем соотношении, вес. %:
Дисульфид молибдена 2 — 4
Медь 3 — 5
Железо Остальное
Предложенный спеченный антифрикцнонный материал обладает высокими антифрикционными свойствами, прочностью и износостойко10 стью и хорошо обрабатывается резанием.
Предложенный материал имеет следующие механические и антифрикционные свойства:
Твердость, кг/см 72 — 85
Прочность при изгибе, кг/ммв 43 — 50
15 Ударная вязкость, кгс м/смв 1,15
Пористость, % 14 — 18
Коэффициент трения при испытании на машине трения
МИ-1М со смазкой — масло
20 «Индустриальное 20» — и скорости скольжения 1 м/сек 0,005 — 0,007
Контактная нагрузка, кг/см До 700
Приготовление спеченного антифрикционного материала проводят методом порошковой
25 металлургии, включающим приготовление шихты смешиванием исходных порошков, прессование шихты при давлении 8 — 10 т/см- обеспечивающем пористость заготовок 14-18%, и спекание в среде природного конвсптн552367
Содержание, вес. Оо в составах, №
Компоненты
Медь
Дисульфид молибдена
Железо
Формула изобретения
Остальное до 100
Составитель Э. Залманова
Редактор 3. Ходакова Техред А. Овчинникова Корректор Л. Денискина
Заказ 78477 Изд. № 349 Тираж 799 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
3 рованного газа при 1130 — 1140 C в течение
2 — 3 час.
В таблице представлень1 составы порошко-. образных смесей, из которых изготовлен пред. ложенный материал.
Предложенный спеченный антифрикционный материал предназначен для изготовления различных узлов трения, работающих в условиях высоких контактных нагрузок с применением смазок. Материал, обладающий высокими антифрикционными и механическими свойствами, может заменить литые сплавы цветных металлов при изготовлении пар трения типа червячных, Испытания предЛоженного спеченНого антифрикционного материала и изгбТовленной из него опытной партии червячнь1х колес редукторов проводятся на стендах с разомкнутой схемой нагружения. Результаты испытаний редукторов следующие:
Максимальная нагрузочная способность, кг см 20 — 22
Коэффициент полезного действия 0,7б — 0,78
Ориентировочная долговечность, тысяч часов
Спеченный антифрикционный материал на основе железа, содержащий дисульфид молибдена и медь, отличающийся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств, прочности и износостойкости в условиях высоких контактных нагрузок, он содержит компоненты в следующем соотношении, вес. о/о.
Дисульфид молибдена 2 — 4
25 Медь 3 — 5 железо Остальное