Радиальная опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е « ) 552440
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 17.08.72 (21) 1822597/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.03.77. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 11.05.77 (51) М. Кл F 16С 17/14
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Я. Альпин и М. Я. Лауфер (71) Заявитель (54) РАД ИАЛ ЪНАЯ ОПОРА СКОЛ Ъ)КЕН ИЯ
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения.
Известна радиальная опора скольжения, содержащая установленный в корпусе вкладыш с карманом на рабочей поверхности, выполненной с антифрикционным слоем, картер со смазкой, расположенный на вале и с зазором по отношению к торцам вкладыша, а также устройство для подачи смазки под давлением из вращающегося картера в карман вкладыща, выполненное в виде трубок, один конец которых закреплен из вкладыша, а другой погружен в смазку (1).
Устройство работает следующим образом.
При отсутствии вращения вала смазка скапливается в нижней части картера, смонтированного на валу. При вращении вала с картером смазка под действием центробежных сил располагается по периферии внутренней кольцевой полости картера и при создании в смазке определенного давления по трубкам, закрепленным на вкладыше и погруженным в смазку, подается в карман вкладыша.
Недостатками такого устройства являются низкая надежность работы и незначительная несущая способность при малых оборотах вала, а также невозможность работы при перемене направления вращения вала.
Это устройство является близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Целью предлагаемого изобретения являются повышение надежности работы и несущей способности при малых оборотах вала, а также обеспечение работы при перемене направле5 ния вращения вала.
Указанная цель достигается тем, что малоотводящие трубки установлены наклонно в сторону, противоположную направлению вра10 щения вала, и снабжены на концах трубчатыми подпружиненными скребками с прорезями, контактирующими с внутренней поверхностью картера. Трубки установлены симметрично относительно продольной оси вала. Во вкла15 дыше выполнены отверстия, соединяющие трубки попарно между собой и с карманами вкладыша.
На фиг. 1 изображен продольный разрез опоры; на фиг. 2 дан разрез по А — А на
20 фиг. 1.
Предлагаемая опора состоит из корпуса 1, самоустанавливающегося по сфере вкладыша
2 с карманами Б, из цапфы вала 3, картера со смазкой, состоящего из двух частей 4 и 5, 25 расположенных с обоих торцов вкладыша 2.
Обе половины каждой части картера соединены плотно между собой захватами 6. Картер имеет ребра жесткости 7, предназначенные одновременно для увеличения поверхности теп30 лоотдачи картера от картера к окружающему воздуху.
552440
На внутренних боковых стенках картера выполнены кольцевые выступы 8, образующие лабиринтное уплотнение с ответными неподвижными выступами 9, препятствующими утечке смазки из подшипника. На торцах вкладыша 2 симметрично продольной оси вала с наклоном к горизонтальной плоскости установлены маслоотводящие трубки 10. Трубки состоят из двух частей: неподвижной 7, связанной с вкладышем, и подпружиненной
Д, имеющей прорезь Г. Трубки 10 соединены между собой и с карманами Б сверлением В.
Части 4 и 5 вкладыша закрыты снаружи перфорированным кожухом 11.
Работает опора следующим образом.
При вращении вала смазка, разгоняясь, образует на внутренней цилиндрической поверхности картера сплошной слой и вследствие давления, создаваемого динамическим напором, поступает через прорези Г маслоподающих трубок 10 и отверстие В в карманы Б. Отработавшая смазка по радиальному зазору стекает с торцов вкладыша снова в картер.
Если какая-либо часть картера станет переполняться смазкой, то слой, образуемый на внутренней цилиндрической поверхности этой части картера, станет толще и, следовательно, в маслоотводящую трубку будет поступать больше смазки, чем в противоположную трубку, связанную с ней отверстием В, и излишняя смазка перекачивается в другую часть картера, где смазки меньше.
Вращающийся картер создает вокруг себя принудительную циркуляцию воздуха, интенсифицируя тем самым процесс собственного охлаждения смазки.
Надежность работы опоры и несущая способность опоры при малых оборотах вала повышается за счет того, что маслоотводящие трубки 10 установлены наклонно в сторону, противоположную направлению вращения вала, и снабжены на концах трубчатыми подпружиненными скребками Д с прорезями, контактирующими с внутренней поверхностью картера.
Работа опоры при перемене направления вращения вала обеспечивается за счет установки маслоотводящих трубок 10 симметрично относительно продольной оси вала, а во
5 вкладыше выполнены отверстия В, соединяющие трубки 10 попарно между собой и с карманами Б вкладыша.
10 Формула изобретения
1. Радиальная опора скольжения, содержащая установленный в корпусе вкладыш с карманом на рабочей поверхности, выполненной с
15 антифрикцпонным слоем, картер со смазкой, расположенный на вале и с зазором по отношению к торцам вкладыша, а также устройство для подачи смазки под давлением из вращающегося картера в карман вкладыша, вы20 полненное в виде трубок, один конец которых закреплен- на вкладыше, а другой погружен в смазку, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы и несущей способности при малых оборотах вала, маслоотводящие трубки установлены наклонно в сторону, противоположную направлению вращения вала, и снабжены на концах трубчатыми подпружиненными скребками с прорезями, контактирующими с внутренней поверхностью
ЗО картера.
2. Радиальная опора по п. 1, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью подачи смазки по трубкам при перемене направления вращения вала, трубки установлены симметрично относиÇ5 тельно продольной оси вала.
3. Радиальная опора по пп. 1 — 2, отл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения постоянного уровня смазки в обеих частях картера, во вкладыше выполнены отверстия, 40 соединяющие трубки попарно между собой и с карманами вкладыша.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Книга «Конструкции точных приборов».
45 «Машгиз», 1960, с. 86 — 87, рис. 9, 7.
552440
Составитель Ю. Пешти
Редактор В. Зенкевич
Редактор А. Камышиикова Корректор Л. Брахнина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 687/3 Изд. № 315 Тираж 1159 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5