Гидромуфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
0i) 552444
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.12.74 (21) 2088662/06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 30.03.77. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 10,05.77 (51) М. Кл. F 16D 33/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.226.5 (088,8) (72) Авторы изобретения
А. С. Пашков и Ю, И. Капустин
Пермский политехнический институт (71) Заявитель (54) ГИДРОМУФТА
Изобретение относится к области энергетического машиностроения, занятой производством гидродинамических передач, в частности гидромуфт. известны гидромуфты, содержащие насосное и турбинное колеса, одно из которых подпружинено относительно взаимодействующего с ним вала, расположенное между колесами дроссельное устройство, состоящее из двух дисков с секторами и окнами, один из которых жестко связан с валом, а другой (поворотный относительно первого) — с подпружиненным рабочим колесом.
Однако известные муфты нельзя использовать в качестве регулятора, так как их внешние характеристики всюду имеют прямую зависимость между скольжением и передаваемым моментом, Цель изобретения — автоматически снижать скорость вращения ведомого вала при передаче муфтой момента меньше номинального.
Указанная цель достигается тем, что ширина окна поворотного диска на 5 — 7% больше ширины секторов диска, связанного с валом, при этом пружины связаны с турбинным колесом и имеют предварительное сжатие.
На фиг. 1 показана предлагаемая муфта (разрез по А — А на фиг. 2); на фиг. 2 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 3 — внешняя характеристика.
Муфта содержит насосное 1 и турбинное 2 колеса, пружину 3, расположенную между турбинным колесом 2 и валом 4, и дроссельное устройство, расположенное между колесами и состоящее из жестко связанного с валом
4 диска 5 и поворотного относительно диска
5 диска 6, связанного с подпружиненным колесом 2.
Ступица турбинного колеса 2 расположена
10 в канавке вала 4. В ступице и вале имеются прорези, в которых расположены пружины 3 с вкладышами 7. Турбинное колесо 2 может поворачиваться относительно вала на некоторый угол в обоих направлениях. При поворо15 те происходит сжатие пружин 3. В дисках 5 и 6 выполнены секторы 8 и 9, окна 10 и 11, при этом ширина окон 11 в диске 6 несколько больше ширины секторов 8 (= 5% ) диска 5.
При отсутствии передаваемого момента секто20 ры диска 5 перекрывают окна в диске 6.
Момент от насосного колеса 1 передается через жидкость на турбинное колесо, далее через пружины на вал 4. С закрытыми окнами муфта обладает малой энергоемкостью. Ее
25 характеристика представляет кривую (фиг. 3) .
Поворот турбинного колеса совместно с диском и открытие окон начнется только тогда, когда передаваемый муфтой момент превысит величину момента пред30 варительного сжатия пружин Пп,, По552444 скольку энергоемкость муфты при закрытых окнах мала, величину момента М, муфта передает при большом скольжении. При дальнейшем повышении момента происходит уменьшение скольжения муфты. Это снижение происходит до величины момента Мо, при котором окна полностью открыты. Дальнейшее повышение момента приводит вновь к увеличению скольжения вплоть до полной остановки турбинного колеса.
В качестве номинального момента выбирается момент М, или несколько меньший, в зависимости от того, необходимо ли при допустимой перегрузке сохранение оборотов, близких к номинальному, или нужно их некоторое увеличение.
Установка такой гидромуфты, например, в привод ленточного конвейера позволяет автоматически снизить скорость незагруженного конвейера и соответственно увеличить срок службы ленты. Введение ее в привод шнека осадительных центрифуг непрерывного действия позволяет автоматически увеличить обороты шнека при увеличенной на нем нагрузке, тем самым предотвращает заклинивание шнека и выход центрифуги из строя.
Формула изобретения
Гидромуфта, содержащая насосное и турбинное рабочие колеса, одно из которых подпружинено относительно взаимодействующего
10 с ним вала, расположенное между колесами дроссельное устройство, состоящее из двух дисков с секторами и окнами, один из которых жестко связан с валом а другой (поворотный относительно первого) — с подпружинен15 ным рабочим колесом, отл и ч а ющ а я ся тем, что, с целью автоматического снижения скорости вращения ведомого вала при передаче муфтой момента меньше номинального, ширина окон поворотного диска на о — 7%
20 больше ширины секторов диска, связанного с валом, а пружины связаны с турбинным колесом и имеют предварительное сжатие.
552444
Составитель С. Стесни
Техред А. Камышникова Корректор Л. Брахнина
Редактор С. Макагон
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 687/7 Изд. № 315 Тираж 1159 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5