Устройство для регулирования напряжения тягового генератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п,1553l36

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свиЛ ву (22) Заявлено 10.12.74 (21) 2081868/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.04.77. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 23.03.77 (51) М. Кл В 60L 11/02

В 60L 3/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 62!.382.001.3 (088.8) по делам изобретенн и открытий (72) Авторы изобретения В. E. Гайдуков и Л. К. Филиппов (71) Заявители Украинский заочный политехнический институт и Всесоюзный ордена

Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт . железнодорожного транспорта (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ HAПРЯЖЕНИЯ

ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к железнодорожной технике и предназначено для мощных магистральных тепловозов.

Известно устройство для регулирования напряжения тягового генератора, содержащее последовательно соединеннь|е блоки задания возбуждения и управления возбуждением, а также датчик напряжения и блок боксования колесных пар тепловоза.

Для полного использования мощности дизеля регулирование осуществляется по так называемой селективной характеристике. Однако срыв в боксование колесной пары приводит к уменьшению мощности тягового двигателя, сочлененного с этой колесной парой, и как следствие к уменьшению мощности, потребляемой от дизеля. Для восстановления первоначальной мощности приходится увеличивать возбуждение тягового генератора, тем самым повышая напряжение, приложенное к тяговым двигателям. Таким образом создаются предпосылки для дальнейшего развития боксования.

Цель изобретения — сохранение величины напряжения тягового генератора на прежнем уровне при боксовании.

Для достижения этой цели устройство снабжено последовательно соединенными блоком памяти с тремя входами и сумматором, включенными между блоками задания возбуждення и управления возбуждением, и блоком сравнения, входы которого подключены один к выходу блока задания возбуждения и другой — ко входу блока управления возбужде5 нием, а выход — ко второму входу блока памяти, причем выход блока боксования подключен к третьему входу блока памяти, а выход датчика напряжения — ко входу сумматора.

На чертеже изображена блок-схема пред10 лагаемого устройства.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 задания возбуждения, блок

2 памяти, сумматор 3 и блок 4 управления возоуждением. Входы блока 5 сравнения

15 подключены один к выходу блока 1 задания возбуждения и друго" — ко входу блока 4 управления возбуждением, а выход блока 5 сравнения подключен ко второму входу блока

2 памяти. Выход блока 6 боксования подключен к третьему входу блока 2 памяти.

Выход датчика 7 напряжения тягового генератора подключен ко входу сумматора 3.

Устройство работает следующим образом.

Блок 1 задания возбуждения является задающим узлом, формирующим селективную характеристику генератора. В зависимости от силовой схемы тепловоза блок 1 задания возбуждения может состоять из датчика скорости дизеля и индуктивного датчика либо из

Зo названных датчиков и селективного узла.

553136

Блок 2 памяти служит для восприятия сигнала от блока 1 задания возбуждения и передачи его в блок 4 управления возбуждением ген ер атор а.

При отсутствии сигнала от блока 6 боксования информация на выходе блока 2 памяти полностью идентична информации на выходе блока 1 задания возбуждения. B этом режиме блок 2 памяти представляет собой линейный усилитель. При поступлении на его вход сигнала от блока 6 боксования блок 2 памяти включается и на его выходе сохраняется информация, идентичная той информации, которая была на выходе блока 1 задания возбуждения в момент поступления сигнала от блока 6 боксования. Такое значение информации на выходе блока 2 памяти сохраняется до тех пор, пока на его третий вход не поступит нулевой сигнал от блока 5 сравнения, после чего блок 2 памяти вновь переходит в режим линейного усилителя. Конструктивно блок 2 памяти выполнен в виде известного запоминающего устройства по любой схеме.

Блок 6 боксования выдает сигнал о боксовании колесных пар тепловоза и переключает блок 2 памяти из режима линейного усилителя в режим запоминания, Конструкция блока

6 боксования не имеет каких-либо отличий от известных.

Блок 4 управления возбуждением генератора является согласующим элементом между блоком 1 задания возбуждения и обмоткой возбуждения генератора тепловоза. Конструкция этого блока определяется типом тепловоза и не отличается от серийной конструкции, характерной данному типу тепловоза.

Блок 5 сравнения служит для сравнения напряжений на выходе блока 1 задания возбуждения и блока 2 памяти. При наличии рассогласований напряжений на выходе блока 5 сравнения появляется сигнал. Конструктивно блок 5 сравнения не имеет отличий от общепромышленных нуль-органов.

При движении тепловоза без боксования блок 2 памяти работает в режиме линейного усилителя, пропуская сигнал от блока 1 задания возбуждения в блок 4 управления возбуждением. Тяговый генератор тепловоза в это время работает по селективной характеристике, формируемой блоком 1 задания возбуждения.

При боксовании колесной пары блок 6 боксования выдает сигнал, переключающий блок

2 памяти из режима линейного усилителя в режим запоминания. Напряжение на выходе блока 2 памяти остается неизменным и равным напряжению блока 1 задания возбуждения в момент срабатывания блока 6 боксова5

ЗО

35 ния. Выходное напряжение тягового генератора в таком режиме мало зависит от изменения тока нагрузки, так как тяговый генератор начинает работать по жесткой естественной характеристике, задаваемой сигналом блока 2 памяти. 1ем самым создаются необходимые условия для сохранения сцепления небоксующими колесными парами и для ограничения линейной скорости боксующей колесной пары.

По окончании боксования исчезает сигнал от блока 6 боксования, а напряжение на выходе блока 1 задания возбуждения принимает предшествующее боксованию значение. Выходной сигнал блока 5 сравнения становится равным нулю, Блок 2памятипереключаетсяна работу в режиме линеиного усилителя и тяговый генератор тепловоза переводится на работу по селективной характеристике.

Естественная характеристика генератора переменного тока мягкая и мало отличается от селективной. Для увеличения жесткости естественной характеристики выход датчика 7 напряжения тягового генератора подключен ко входу сумматора 3. Если же на тепловозе применен тяговый генератор постоянного тока с жесткой естественной характеристикой, то датчик 7 напряжения и сумматор 3 могут быть исключены из описываемого устройства.

Опытная эксплуатация тепловоза с описанным устройством для регулирования напряжения тягового генератора показала, что тепловоз обладает повышенными тяговыми свойствами, менее склонен к боксованию и имеет более качественный характер протекания переходных процессов, чем тепловоз с ранее известным устройством.

Формула изобретения

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора, содержащее последовательно соединенные блоки задания возбуждения и управления возбуждением, а также датчик напряжения и блок боксования, о т л и ч аю щ ее с я тем, что, с целью поддержания постоянства величины напряжения при боксовании, оно снабжено последовательно соединенными блоком памяти с тремя входами и сумматором, включенными между блоками задания возбуждения и управления возбуждением, и блоком сравнения, входы которого подключены один к выходу блока задания возбуждения и другой —,ко входу блока управления возбуждением, а выход — ко второму входу блока памяти, причем выход блока боксования подключен к третьему входу блока памяти, а выход датчика напряжения — ко входу сумматора.

553136

Составитель Б. Левин

Техред М. Семенов

Редактор С. Титова

Корректор В. Петрова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 770/б Изд. № 491 Тираж 904 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-ЗЬ, Раушская наб., д. 4/5