Способ извлечения дихлорметана из газо-воздушной смеси

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

jiff 553238

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.11.74 (21) 2074180/04 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.04.77. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 06.06.77 (51) М. Кл С 07С 17/38

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам нэабретени» и открытий (53) УДК 547.412.723 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Лозин, А. К. Мановян, Д. А. Хачатурова и В. В. Свиткин (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ДИХЛОРМЕТАНА ИЗ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ

Изобретение относится к способу извлечения газообразного дихлорметана из газо-воздушных смесей, сбрасываемых с установок карбамидной депарафинизации дизельного топлива, и может найти применение в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности.

Сброс в атмосферу газо-воздушной смеси, содержащей значительное (3 — 20 об. %) количество дихлорметана, вызывает загрязнение и отравление воздушно го бассейна и приводит к потерям дихлорметана, являющегося дефицитным растворителем.

Известен способ извлечения дихлор метан а из газо-воздушной смеси конденсацией при охлаждении водой или аммиаком.

Однако при сравнительно небольшом (3—

20 об. %) содержании дихлорметана в газовоздушной смеси даже при охлаждении аммиаком до 10 — 15 С при атмосферном давлении днхлорметан не конденсируется полностью.

Известен также способ извлечения дихлорметана из газо-воздушных смесей нелетучими углеводородными абсорбентами, такими, как минеральные масла и углеводородные топлива.

К недостаткам этого способа относится применение специального абсорбента, регенерация которого удорожает и усложняет процесс.

Цель изобретения — сокращение потерь дихлорметана и усовершенствование технологии процесса — достигается тем, что в качестве углеводородного абсорбента применяют исходное дизельное топливо и абсорбцию проводят при использовании 20 — 60 кг дизельного топлива и исходной газо-воздушной смеси на 1 м газо-воздушной смеси с последующей подачей насыщенного дихлорметаном дизельного топ1о лийа на ступень карбамидной депарафинизации.

Абсорбцию обычно проводят при 20 — 30 С и подаче дизельного топлива в три точки по высоте абсорбционной зоны при соотношении

15 5: 3: 2, считая сверху.

Способ осуществляют следующим образом.

Газо-воздушную смесь, содержащую дихлорметан, с установки карбамидной депарафинизацин дизельного топлива из конечной емкости-сепаратора 1 после системы конденсации газо-воздушной смеси по линии 2 направляют в нижнюю часть абсорбера 3, в который насосом 4 тремя потоками в соотношении 5: 3: 2 (считая сверху) подают дизельное топливо, предназначенное для депарафинизации. Двигаясь противотоком к газо-воздушной смеси, дизельное топливо насыщается дихлорметаном. Насыщенное дихлорметаном дизельное топливо насосом 5 подают в реакторы установ553238 ки карбамидной депарафинизации, где в соответствии с технологией его дополнительно смешивают с основной порцией дихлорметана.

Очищенную от дихлорметана газо-воздушную смесь сбрасывают по линии 6 в атмосферу.

Таким образом, для абсорбции используют только свежий абсорбент, который после насыщения дихлорметаном не регенерируют, а подают на депарафинизацию.

Способ извлечения дихлор мета на из газовоздушной смеси, сбрасываемой с установок

Средние параметры абсорбции

Содержание дихлорметана в газо-воздушной смеси, об. О о

Отношение дизельное топливо;газовоздушная смесь, кг/мз

Коэффициент извлечения дихлорметаиа

Количество газо-воздушной смеси, м /час

Продолживысотой 1 м диаметром 35 мм

Нас адочный

0,57

0,48

0,64

0,99

1,00

0,98

0,09

0,16

14

21

57

253

52

19

7,2

10,2

16,4

3,6

12,5

19,8

3,0

9,4

11

21

2G

22

29

27

23

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Насадочный абсорбер высотой 15 м и диаметром 1,8 м

0,95

0,80

1,00

0,75

0,33

0,97

0,68

0,24

8,5

13,2

9,4

10,6

15,5

7,7

6,0

12,0

1490

36

62

48

240

1,6

2,4

3,8

2,6

2,4

2,5

3,8

3,6

28

29

28

27

Опыты показывают, что дизельное топливо начинает заметно абсорбировать дихлорметан из газо-воздушной смеси голько при отношении дизельное топливо: газо-воздушная смесь, равном 20 кг/мз и больше. Коэффициент извлечения дихлорметана зависит от режима абсорбции, в основном от удельного расхода абсорбента, температуры и давления абсорбции, Целесообразнее вести абсорбцию при использовании 20 — 60 кг дизельного топлива и исходной газо-воздушной смеси на 1 мз газовоздушной смеси; средней температуре 20—

30 С; давлении 1 — 5 атм и линейной скорости газа в абсорбере 0,8 — 1,1 м/сек, что соответствует условиям работы установки карбамидной депарафинизации.

Формула изобретения

1. Способ извлечения дихлорметана из газовоздушной смеси, сбрасываемой с установок тельность темпеРа- давление,; „, а ин тура С атм абсорбер

0,12

0,08

0,50

0,15

0,05

0,36

0,88

0,76 карбамидной депарафинизации дизельного топлива, проверен на опытной (производительность по газу до 0,9 нмз/час) и испытан на промышленной (производительность по

5 сбросному газу до 1500 и /час) установке карбамидной депарафинизации дизельного топлива.

Пример. Опыты проводят в различных условиях в различных абсорберах. Полученные

10 результаты приведены в таблице. карбамидной депарафинизации дизельного топлива путем абсорбции углеводородным аосорбентом, отличающийся тем, что, с це15 лью сокращения потерь дихлорметана и усовершенствования технологии процесса, в качестве углеводородного абсорбента используют дизельное топливо и абсороцию ведут при соотношении дизельного топлива и исходной ra20 зо-воздушной смеси 20 — 60 кг на 1 м газо-воздушной смеси и давлении 1 — 5 атм, причем насыщенное дихлорметаном дизельное топливо направляют на ступень карбамидной депарафинизации.

2. Способ по и. 1, отл ич а ющий ся тем, что абсорбцию ведут при 20 — 30 С.

3. Способ по п. 1, отл и ч а ю щийся тем, что дизельное топливо подают в три точки по

30 высоте абсорбционной зоны при соотношении

5: 3: 2, считая сверху.

553238

Составитель Н. Годалова

Техред И. Карандашова Корректор Л. Степанова

Редактор T. Шарганова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 796/10 Изд. № 1 Тираж 560 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5