Шиберная задвижка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ш 553381

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

6евв Фввввемнк

Веананнетпчевкнк

Рвскублнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.03.75 (21) 2116942/08 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.0477. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 20.04.77 (51) M. Кл. F 16К 3, 00

Гвеударетввнвй квмнтет

Овеетв Мнннетрев {ggp ав iMaM изе4Фетвннй н етквытнй (53) УДК 621.646(088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Архипов и В. А. Кондрашов (71) Заявитель (54) ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА

Изобретение может быть использовано в арматуростроении.

Известна шиберная задвижка, состоящая из корпуса и запорного клапана, соединенного с приводом.

В этой задвижке консольное закрепление запорного клапана не обеспечивает равномерного его прижаъия к корпусу, а, следовательно, не гарантируется надежность герметиза ц ии.

Предложенная задвижка отличается от известной тем, что запорный клапан снабжен дополнительно узлом, состоящим из взаимодействующих между собой цапфы с гайкой, основания и каретки, снабженной зубчатой парой и связанной с приводом, а на корпусе выполнен упор, взаимодействующий с основанием.

Такое выполнение задвижки обеспечивает управление ею.

На фпг. 1 изображена предлагаемая задвижка; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фпг. 3 — разрез Б — Б фпг. 1; на фиг. 4— узел 1 фпг. 3 (стопор в разрезе); на фиг. 5— вид В фиг. 4.

Шиберная задвижка состоит из корпуса 1 со сквозным окном 2, перекрываемым клапаном 3, снабженным цапфой 4, входящей с возможностью осевого перемещения в отверстие основания 5, которое установлено на каретке 6 в направляющих типа «ласточкпн хвост». В цапфе 4 выполнена винтовая нарезка, являющаяся гайкой винтового привода клапана 3, которая взаимодействует с винтом 7, установленным в основании 5 на подшипниках 8 и 9. На концы винта 7 насажена шестерня 10, находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой 11, закрепленной на каретке 6, перемещающейся по направляющим 12 и 13

10 на роликах 14 и 15. На каретке закреплена гайка 16, взаимодействующая с ходовым винтом 17 механизма привода. Указанный механизм состоит из электродвигателя 18 и редуктора 19, содержащего червяк 20, передающий

15 вращение через червячное колесо 21 вых дному валу 22, соединенному с ходовым винтом 17. На корпусе 1 закреплен жесткий упор

23, ограничивающий перемещение основания

5 при взаимодействии с закрепленным в нем

20 подвижным упором 24. На клапане 3 установлен стопор 25, представляющий собой закрепленный на угольнике 26 палец с двумя ступенями 27 и 28, а на жестком упоре 23 закреплена планка 29 с сужающимся в направ25 ленни отвода каретюи пазом 30.

Шиберная задвижка работает следующим образом.

При включении электродвигателя 18 он через червяк 20, червячное колесо 21 и вы30 ходной вал 22 редуктора 19 приводит во вра3 шение ходовой винт 17, который через гайку

16 перемещает каретку 6 и установленный на ней в основании 5 3 по направляюшим 12 и 13 в направлении окна 2. В конце движения подвижный упор 24 садится на жесткий упор 23, перемещение основания 5 прекращается, каретка 6 продолжает перемещаться по направляющим 12 и 13, а также по направляющим типа «ласточкин хвост» относительно основания 5. При этом зубчатая рейка 11 начинает врашать шестерню 10, а вместе с ней винт 7, который перемещает в осевом направлении клапан 3 в сторону окна

2 и поджимает его уплотняющий поясок. После этого отключается электродвигатель 18. В конце подвода основания 5 стопор 25 своей ступенью 27 входит в паз 30, а при осевом перемещении клапана 3 в сторону окна 2 ступень 28 входит в цилиндрический участок 31 паза 30, препятствуя отводу клапана 3. Для открытия задви>яки включают электродвигатель 18 в противоположную сторону врашения, который через ходовой винт 17 перемещает каретку 5 в направлении отвода. При этом основание 5, удерживаемое стопором 25, остается на месте. В этот период каретка 6, двигаясь относительно основания 5 посредством зубчатой рейки 11, вращает через шес553381 терню 10 винт 7, который перемещает клапан

3, открывая задвижку. Ступень 28 выходит из участка 31 паза 30, обеспечивая возможность свободного прохода ступени 27. Осевое пе5 ремещение клапана 3 происходит до упора его торца в основание 5, после чего на пинается совместный отвод основания 5 и каретки 6 до полного открытия окна 2. В крайнем отведенном положении каретки 6 отключается

10 электродвигатель 18.

Формула и300ретения

1. Шиберная задвижка, состоящая из корпуса и запорного клапана, соединенного с

15 приводом, отл и ч а ю ц, а я ся тем, что, с целью обеспечения автоматического управления устройством, запорный клапан снабжен дополнительно узлом, состоящим из взаимодействующих между собой цапфы с гайкой, ос20 нования и каретки, снабженной зубчатой парой и связанной с приводом, а на корпусе выполненн упор, взаимодействующий с основанием.

2. Задвижка по п. 1, отличающаяся

25 тем, что упор снабжен планкой с сужающимся в направлении отвода каретки пазом, а на запорном клапане размещен двухступенчатый палец, входящий в паз планки.

553383

У.тм

Фиг. J

Юиг.d

Составитель Е. Анкудинова

Техред А. Камышникова

Редактор И. Бродская

Корректор Н, Аук

Заказ 759/10 Изд. М 497 Тираж 1151 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2