Камневая опора скольжения открытого типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

«1553583

О0ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕ ГЕЛЬСТВУ

Союз Советских,Социалистических

Республик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.12.75 (21) 2306463 10 (51) М.Кл гб 04 В 31/00 с присоединением заявки—

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.04.77. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 27.06,77 (53) УДК 681.11 (088.8) (72) Авторы изобретения

О. Г. Андреева, Ю. М. Хандельсман и Ф. В. Лях

Научно-исследовательский институт часовой промышленности (71) Заявитель птБ к я,р I (54) КАМНЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

ОТКРЫТОГО ТИПА

Изобретение относится к приборостроению, точнее к узлам трения с цилиндрическими опорами открытого типа, и предназначено для приборов времени и микроэлектромашин со скоростью вращения выходного вала 5 тыс. об/лик. и более.

Известны камневые опоры скольжения, содержащие запрессованный в оправу сквозной камень, через отверстие которого пропущена цилиндрическая цапфа, упирающаяся одним из концов в накладной камень (1).

Такие опоры не могут быть использованы в узлах трения на промежуточных и выходных участках валов вращения.

Известны камневые опоры скольжения открытого типа, содержащие сквозной камень, запрессованный в оправку и цилиндрическую цапфу вала с заплечиком (2).

Такие опоры имеют недостаточный ресурс смазки.

Цель изобретения — увеличение ресурса опор.

Описываемая опора отличается от известных тем, что в оправу соосно со сквозным камнем установлен диск, образующий своей торцовой поверхностью с торцом сквозного камня капиллярный зазор для размещения смазочного масла, На фиг. 1 представлена камневая опора скольжения открытого типа; на фиг. 2 — 3 представлены формы исполнения сквозного камня и диска предлагаемой камневой опоры.

В оправу 1 запрессован сквозной камень

2 с масленкой, образованной поверхностью

5 8. Соосно с камнем 2 в оправу 1 запрессоBQH диск 4, выполненный предпочтительно пз прозрачного материала, например, пластмассы для облегчения визуального контроля дозы масла при смазке опоры в процессе рабо10 ты. Торец 5 сквозного камня 2, обращенный к диску, и сферическая поверхность б диска образуют капиллярный зазор 7 для размещения дозы смазочного масла. Через отверстия в диске 4 и сквозном камне 2 пропущена цилиндрическая иапфа 8, Для ограничения перемещения цапфы 8 вала в осевом направлении служит заплечико 9. Диаметр заплечика

9 больше диаметра масленки сквозного камня 2, а диаметр отверстия в диске 4 больше - в диаметра отверстия в сквозном камне 2 для восприятия последним рациональных нагрузок.

Сквозной камень в камневой опоре (см. фиг. 2) имеет масленки, что повышает его прочность.

Отсутствие масленки в камне позволяет выголнить заплечико 9 меньшего диаметра и тем самым снизить трение при вертикальном и наклонных положениях оси вращения цапфы 8. Капиллярный зазор 7 образован в дан553583 иГ (ном случае сферической торцовой поверхностью 5 сквозного камня 2 и плоской торцовой поверхностью 6 диска 4. У сквозного камня

2, в камневой опоре, изображенной на фиг. 8„ оба торца выполнены сферическими. Подобное выполнение приводит к минимальному трению при работе опор в вертикальном положении.

При смазке опоры масло подается в масленку и под действием капиллярных сил заполняет капиллярный зазор 7. Так как этот зазор образован двумя неподвижными поверхностями, то центробежные силы от вращения цапфы значительно меньше, чем в капиллярном зазоре известной камневой опоры открытого типа, образованном неподвижным торцом сквозного камня и вращающимся заплечиком вала, Следовательно, интенсивность износа смазочного материала будет меньше.

Разместить же в предложенной опоре можно большую дозу масла. При любой форме исполнения к объему, заполненному маслом, известной опоры, добавляется капиллярный зазор, образованный торцовыми поверхностями

Ф

4 сквозного камня и диска. Следовательно, величина дозы масла в предложенной опоре в несколько раз больше дозы, используемой в известной опоре, при той же надежности фиксации смазочного материала.

Формула изобретения

Камневая опора скольжения открытого ти1О па, содержащая сквозной камень, запрессованный в оправку и цилиндрическую цапфу вала с заплечиком, отл ич а ю ща я с я тем, что, с целью увеличения ресурса опор, в оправку соосно со сквозным камнем установлен

15 диск, образующий своей торцовой поверхностью с торцом сквозного камня капиллярный зазор для размещения смазочного масла.

Источники информации, принятые во вни20 мание при экспертизе:

1. Ю. М. Хандельсман «Камневые опоры», Машиностроение, М., 1973 г., стр. 99, 105.

2. Ю. М. Хандельсман «Камневые опоры», Машиностроение, М., 1973 r., стр. 97 — 99, рис. 40, прототип.