Рулевое управление прицепных звеньев безрельсового транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 554I80
Со аз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.07.75 (21) 2151923/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.04.77. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 16.05.77 (51) М. Кл. В 62D 13/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.014.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
И. Х. Пахтер, E В. Перлов, В. И. Соловьев, Г. Д. Цейтлин и В. С. Шалдаев
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель
Изобретение относится к устройствам для управления транспортными средствами.
Известно рулевое управление поворотных тележек транспортного средства, снабженных управляемыми колесами, связанными между собой системой шарнирных тяг и рычагов, предназначенной для ооеспечения заданной кинематики поворота управляемых колес (1).
Недостатком известного рулевого управления является невозможность обеспечения следования управляемых колес тележек по единой траектории при маневрировании транспортного средства.
Известно рулевое управление прицепных звеньев безрельсового транспортного средства, каждое из которых соединено с предыдущим звеном посредством дышла, содержащее следящие приводы поворота управляемых колес, запоминающее устройство с задающим и считывающими элементами и датчик поворота головного звена, при этом считывающие элементы связаны с упомянутыми приводами поворота, а задающий элемент подключен к датчику поворота головного прицепного звена (2).
Недостатком этого устройства является отсутствие фиксированного положения каждого прицепного звена относительно дышла. Вследсгапе этого нарушается устойчивость движения транспортного средства.
Цель изобретения — повышение устойчивости прямолинейного движения транспортного средства. Для этого каждое прицепное звено снабжено датчиком поворота дышла и реле, подключенным к считывающему элементу запоминающего устройства и соединяющим привод поворота управляемых колес при прямолинейном движении транспортного средства с датчиком поворота дышла, а при повороте—
10 со считывающим элементом.
На фиг. 1 показана принципиальная схема рулевого управления многозвенного транспортного средства; на фпг. 2 — принципиальная схема рулевого управления длиннобазного со15 члененного транспортного средства; на фиг.
3 — принципиальная блок-схема рулевого управления.
Рулевое управление прицепных звеньев многозвенного транспортного средства
20 (см. фиг. 1) содержит датчик 1, установленный на головном звене 2 и механически связанный с управляемыми колесами 3 этого звена. Датчик 1 соединен электрической цепью
4 с задающим элементом 5 запоминающего
25 устройства 6. Прицепные звенья 7 соединены со звеном 2 и между собой посредством дышел 8. HB каждом прицепном звене установлен датчик 9, механически связанный с управляемымп колесами 10, а также следящий при30 вод 11 управления этими колесами.
554180
Датчик 9 и привод 11 каждого звена 7 соединены посредством электрической цепи 12 с соответствующим считывающим элементом 13 устройства 6. Каждое звено 7 снабжено установленным на нем датчиком 14 поворота дышла 8.
Датчик 14 через реле 15 соединен с датчиком 9 и приводом 11 управления колесами данного звена.
Рулевое управление длиннобазного сочлененного транспортного средства (см. фиг. 2) содержит датчик 14 поворота рамы, выполняющий в данном случае функцию дышла 8.
В качестве датчика 1 может использоваться потенциометр (си. фиг. 3), соединенный по мостовой схеме с потенциометром 16, подвижный контакт которого механически связан с элементом 5 устройства 6. Электрический привод 17 присоединен к элементу 5 и через усилитель 18 связан с потенциометрами 1 и 16.
В качестве запоминающего устройства может быть использовано механическое, магнитное или другого типа устройство.
Каждый элемент 13 устройства 6 механически связан с подвижным контактом потенциометра 19, соединенного по мостовой схеме с регулируемым подстроечным сопротивлением 20. Подвижный контакт сопротивления
20 установлен на уровне половины потенциала напряжения питания.
Подвижный контакт датчика 14 механически связан с дышлом 8, а подвижный контакт датчика 9 — с колесами 10. Привод 11 поворота колес 10 через усилитель 21 связан с датчиком 9.
Реле 15 обеспечивает соединение привода 11 при прямолинейном движении транспортного средства с датчиком 14, а при повороте транспортного средства — с потенциометром 19.
Обмотка реле 15 через усилитель 22 связана с потенциометром 19 и сопротивлением 20.
Рулевое управление работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства отсутствует рассогласование сигналов, поступающих к усилителю 22 от потенциометра 19 и сопротивления 20. При этом контакты реле 15 обеспечивают соединение привода 11 с датчиком 14.
В результате взаимодействия потенциометра с сопротивлением 20 привод 11 обеспечива25
З0
50 ет расположение колес 10 параллельно дышлу 8.
При входе транспортного средства в поворот элемент 13 перемещает подвижный контакт потенциометра 19, вызывая рассогласование сигнала этого потенциометра с сигналом, поступающим от сопротивления 20. При превышении заданной величины рассогласования реле 15 переключается, обеспечивая соединение привода 11 с потенциометром 19 вместо датчика 14. В процессе дальнейшего движения транспортного средства положение колес 10 определяется сигналами потенциометра 19. При выходе транспортного средства из поворота значение сигнала потенциометра 19 устанавливается менее заданной величины и контакты реле 15 возвращаются в первоначальное положение, обеспечивая соединение привода 11 с датчиком 14 вместо поте н ци о м етр а 19.
Формула изобретения
Рулевое управление прицепных звеньев безрельсового транспортного средства, каждое из которых соединено с предыдущим звеном посредством дышла, содержащее следящие приводы поворота управляемых колес, запоминающее устройство с задающим и считывающими элементами и датчик поворота головного звена, при этом считывающие элементы связаны с упомянутыми приводами поворота, а задающий элемент подключен к датчику поворота, головного прицепного звена, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения устойчивости прямолинейного движения транспортного средства, каждое прицепное звено снабжено датчиком поворота дышла и реле, подключенным к считывающему элементу запоминающего устройства и соединяющим привод поворота управляющих колес при прямолинейном движении транспортного средства с датчиком поворота дышла, а при повороте — со считывающим элементом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 256521, М. Кл. В 62D 13/00, 1969.
2. Авт. св. № 235547, М. Кл. В 62D 13/00, 1967 (прототип).
Фиг. 8
Составитель В. Аравии
Редактор Г. Мозжечкова Техред И. Карандашова Корректор И. Позняковская
Заказ 923,/12 Изд № 383 Тираж 847 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раугдская наб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, "