Вяжущее для дорожно-строительных материалов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
пп 554273
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскпх чтоциалнстнческих
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.05.74 (21) 2026411/05 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.04.77. Бюллетень М 14
Дата опубликования описания 16.05.77 (51) М, Кл.2 С 08L 95/00//
Е 01С 5/12
Государственный квинтет
Совета Министров СССР (53) УДК 665 775 4 (088.8) по делам нзобретеннй н открытий (72) Авторы изобретения
В. Д. Ставицкий, Н. В. Завадская, А, И. Окатов, В, Н. Лемеш и К. С. Фомин
Белорусский дорожный научно-исследовательский институт (71) Заявитель (54) ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЪНЪ|Х МАТЕРИАЛОВ
До 10
10 — 15
20 — 25
До 20
2 — 3
8 — 10
3 — 4
1 2
1 — 2
Изобретение относится к составам битумных композиций, используемым в качестве вяжущих дорожно-строительных материалов, Известны битумные композиции, включающие битум и полиэфир, используемые в дорожном строительстве (1). Однако введение такого полимера значительно увеличивает стоимость композиции.
Известна композиция, включающая битум и полиэфирполиэтиленглпколь в количестве 1—
50 вес. ч. на 100 вес. ч. битума (2), но температура хрупкости такой композиции не ниже
1 С, что ухудшает эксплуатационные свойства дорожно-строительных материалов на ее основе.
Целью изобретения является снижение температуры хрупкости и стоимости вяжущего.
11оставленная цель достигается тем, что вяжущее для дорожно-строительных материалов, включающее битум и полиэфир, в качестве полиэфира содержит 82 — 87%-ный раствор в этиленгликоле полиэтилентерефталата мол. веса
638 †60 и дополнительно остаточный продукт испарительной камеры производства диметилтерефталата метанолизом оксидатов и-ксилола с температурой размягчения 27,5—
29 С, пенетрацией при 25 С 300 †50, кислотным числом 5 — 10 мг КОН/г и числом омыления 522 — 526 мг NaOH/ã прп следующем соотношении компонентов, вес.,: битум 20 — 95, 82 — 87% -ный раствор полиэтилентерефталата в этиленглпколе 3 — 5,6, остаточный продукт испарительной камеры производства диметилтерефталата остальное, 5 Используемый в композиции вяжущего раствор полпэтплентерефталата в этпленгликоле является кубовым остатком от регенерации этиленгликоля в производстве полнэтилентерефталата (КО РЭГ). Остаточный продукт пс10 парительной камеры производства диметнлтерефталата (ДМТ-ик) содержит следующие «оличества компонентов, вес. %:
Дифенилтрикарбоновая кислота и ее три метиловый эфир
3,4-Бензокумарпндикарбоновая кислота и ее диметиловый эфир
Дпфенилдикарбоновые кислоты и их диметиловые эфиры
Смола
Терефталевая кислота и монометилтерефталат
Диметилтерефталат
Дпметилизофталат и-Толуиловая кислота
Метиловый эфир и-толупловой кислоты
554273
Битумно-полимерное вя жущее, содержащее продукт из КО РЭГ (12 вес. ч.) и
ДМТ-ик (88 вес. ч.) в количестве, вес.
Исходный битум
БН-Ш
Показатель
50
Глубина проникания иглы (0,1 мм) при температуре, С:
Температура размягчения, С
Растяжимость (c») при температуре С:
Температура хрупкости по Фраасу, С
Адгезия, баллы: к мрамору к граниту
Глубина проникания иглы в остаток после 5 час прогрева при 160 С, „ от первоначальной величины
54
16
44
46
50,5
17
)100
7 — 14
6 — 12
5 — 4,5
5 — 8,2
5+4+
5+
94
5+
93
Отсутствуют
235 236 275
1,03 1,08 1,15
234
1,01
5,6
74,4
2
Битум нефтянзй
КО РЭГ
ДМТ-ик и-Формилбензойная кислота и ее эфиры 7 — 8
Метиловый эфир бензойной кислоты 0,2 — 0,5
Диметилортофталат Следы
Неиндентифицированные вещества До 2
Состав битумно-полимерного вяжущего зависит от его назначения и марки нефтяного битума. Так битумно-полимерное вяжущее, предназначенное для изготовления бетонов на верхний слой дорожного покрытия, при использовании нефтяных битумов БНД-40/60, БНД-60/90, БН-II и БН-111 содержит по весу
15 — 50 /О полимера, включающего 10 — 15 вес. ч.
КО РЭГ и 85 — 90 вес. ч. ДМТ-ик.
Битумно-полимерное вяжущее готовят одним из следующих способов:
Содержание водорастворимых соединений, Температура вспышки, С
Удельный вес, г/см
Испытывали следующие составы с минимальным (1) и максимальным (II) расходом полимерного продукта, Температура хрупкости по Фраасу, С: состава 1 — 12, состава II — 7,5.
Битумно-полимерное вяжущее значительно дешевле битума, ибо стоимость КО РЭГ и
ДМТ-ик в 5 — 7 раз ниже стоимости битума, что позволяет использовать его для изготовления экономичных дорожных бетонов. при 120 — 170 С полимерный продукт смешивают с битумом до образования гомогенной смеси. Полимерный продукт предварительно готовят путем нагревания смеси КО РЭГ и
ДМТ-ик до 190 — 220 С; битум, КО РЭГ и ДМТ-ик нагревают до
190 — 205 С и выдерживают при этой температуре не менее 2 час, В обоих случаях полимер образуется в ре10 зультате реакции переэтерификации диметилтерефталата, содержащегося в ДМТ-ик, этиленгликолем, содержащимся в КО РЭГ.
В качестве примера в таблице приведены свойства битумно-полимерных вяжущих, предназначенных для изготовления дорожных бетонов, и для сравнения приведены свойства исходного битума.
Формула изобретения
Вяжущее для дорожно-строительных материалов, включающее битум и полиэфир, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения температуры хрупкости и стоимости, в качестве полиэфира оно содержит 82 — 87/О-ный раствор в этиленгликоле полиэтилентерефталата мол. веса 638 — 6000 и дополнительно остаточный продукт испарительной камеры производства диметилтерефталата метанолизом окси30 датов п-ксилола с температурой размягчения
27,5 — 29 С, пенетрацией при 25 С 300 — 500, кислотным числом 5 — 10 мг КОН/г и числом омыления 522 — 526 мг NaOH/ã при следующем соотношении компонентов, вес. : битум 20—
35 95, 82 — 87 /О-ный раствор полиэтилентерефталата в этиленгликоле 3 — 5,6, остаточный продукт испарительной камеры производства диметилтерефталата остальное.
554273
Составитель О. Фиговский
Редактор Е. Хорииа Техред И. Карандашова Корректор И. Позняковская
Заказ 985/13 Изд. М 386 Тираж 630 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР Ма 158825, 6
М. Кл. С 081 95/00, 1962.
2. Авторское свидетельство СССР ХО329189, М, Кл. С 081 95/00, 1972 (прототип).