Подшипниковый узел скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

@атентно-техническая

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.01.75 (21) 2097905/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.77.,Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 10.05.77 (51) M. Кл.з F 16С 17/02

F 16С 3 3/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авт оры, изобретения (71) Заявитель

И. П. Богодяж и В. А. Долганов

Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового

Красного Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э, Дзержинского (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбиностроению.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является подшипниковый узел скольжения, содержащий устройство для уменьшения слива в картер отработанного в подшипнике масла, включающее в себя примыкающие к торцовым поверхностям подшипника камеры, в нижней части которых выполнены окна для слива в картер отработанного масла (1).

Недостатком такого узла является проникновение паров масла, образующихся при сливе отработанного масла в картер, из подшипникового узла в помещение, в котором установлена турбина, что может явиться причиной .возникновения пожара.

С целью уменьшения протечек отработанного масла в картер, предлагаемый узел снабжен сливным патрубком, расположенным в картере отработанного масла, и кольцевой камерой слива, выполненной в теле вкладыша и сообщающейся со сливным патрубком, при этом вкладыш выполнен с самовсасывающими устройствами, расположенными на его внутренней поверхности в ненагруженной зоне и сообщающимися с маслоулавливающими камерами и кольцевой камерой слива. Кроме того, подшипниковый узел может быть снабжен кольцевыми камерами выравнивания давления масла, каждая из которых расположена между маслоулавливающей камерой и самовсасывающими устройствами вкладыша и гидравлически соединена с ними.

5 На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипниковый узел, поперечный разрез; на фиг. 2— то же, продольны"; на фиг. 3 — схема работы самовсасывающего устройства. В корпусе 1 подшипникового узла установлен со10 ставной вкладыш 2, к торцевым сторонам которого примыкают кольцевые маслоулавливающие камеры 3 с уплотнениями 4. Маслоулавливающие камеры 3 сообщаются с камерами 5 выравнивания давления через от15 верстия 6 в перегородке 7 между камерами.

Камеры 5 каналами 8 сообщаются с самовсасывающими устройствами 9, при этом выход каналов в самовсасывающие устройства приходится на диффузорные участки послед20 них.

Посредством каналов 10 самовсасывающие устройства 9 сообщаются с камерой 11 слива, имеющей в нижней части отверстие 12 для слива масла в сливной патрубок 13.

25 Самовсасывающие устройства 9, расположенные на внутренней поверхности вкладышей 2 подшипникового узла, разделены между собой скребками 14, поджимаемыми к поверхности вала 15. Сливной патрубок 13 располо30 жен внутри сливного коллектора 16 картера

5Б4426

17. Канал 18 служит для подачи масла к подшипниковому узлу от насоса.

Устройство работает следующим образом.

При рабочей скорости вращения ротора турбины на диффузорных участках самовсасывающих устройств 9 возникает разрежение, величина которого зависит от профиля диффузора.

Масло, отработанное в подшипнике и попавшее в маслоулавливающие камеры 3, засасывается самовсасывающими устройствами

9, последовательно проходя отверстие 6, камеру 5 выравнивания давления и каналы 8. Перед скребками 14 создается избыточное давление, за счет чего происходит выброс масла из самовсасывающих устройств по каналам 10 в кольцевую камеру 11 слива, откуда через отверстие 12 попадает в сливной патрубок 13. При этом картер 17 остается сухим.

Скребки 14, прижимаемые к поверхности вала 15, устраняют перетечки из одного самовсасывающего устройства в другое. Количество самовсасывающих устройств и их геометрические размеры должны обеспечивать пропускную способность, превышающую потребность подшипника в масле. При этом разрежение, создаваемое в маслоулавливающих камерах 3, предотвращает протечки масла между валом 15 и уплотнением 4 в картер 17. Уплотнения 4 служат также для ограничения подсоса воздуха из картера в маслоулавливающие камеры.

В период разгона и торможения турбины самавсасывающие устройства работают менее эффективно. При этом между уплотнениями 4 и валом 15 в картер просачивается некоторое количество масла, которое сливается из него через коллектор 16. Зазор между коллектором

16 и сливным патрубком 13 выбирается из условия обеспечения эжектирующего действия вытекающей из патрубка 13 струи, достаточного для принудительной вентиляции картера.

Снабжение подшипникового узла скольжения самовсасывающими устройствами позволяет

5 устранить загрязнение помещений, в которых установлены турбины, парами масла и, тем самым, исключает опасность возникновения пожаров на тепловых электростанциях с такими турбинами.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий смонтированный в корпусе вкладыш, 1з маслоулавливающие камеры, расположенные по обе стороны вкладыша, и картер отработанного масла, отличающийся тем, что, с целью уменьшения протечек обработанного масла в картер, он снабжен сливным патрубком, расположенным в картере отработанного масла, и кольцевой камерой слива, выполненной в теле вкладыша и сообщающейся со сливным патрубком, при этом вкладыш выполнен с самовсасывающими устройствами, расположенными на его внутренней поверхности в ненагруженной зоне и сообщающимися с маслоулавливающими камерами и кольцевой камерой слива.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что, З0 с целью усиления эффекта отсасывания, он снабжен кольцевыми камерами выравнивания давления масла, каждая из которых расположена между маслоулавливающей камерой и самовсасывающими устройствами вкладыша и гидравлически соединена с ними.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Г. С, Жирицкий «Конструкция и расчет на прочность деталей паровых турбин», М.-Л., 40 Госэнергоиздат, 1960, с. 275, рис. 15 — 13.

554426

Фиг. 2

Фиг. g

Составитель В. Афонин

Техред И. Карандашова

Корректор В. Дод

Редактор Г. Мозжечкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 781/10 Изд. № 348 Тираж 1151 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Мин истров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5