Компенсирующая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ц554432
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Респубпик (61) Дополнительное к авт,; свид-ву (22) Заявлено 23.0 .75 (21) 2137090/27 с присоединением заявки № ,(23) Приоритет
Опубликовано 15.04,77. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 29.0б.77 (51) М, Кл.2 F 16D 3/72 ссударственный камитет
Савета Министрав СССР пе делам изобретений и Открйнии (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Автор изобретения,В. И. Муравьев (71) Заявитель (54) КОМПЕНСИРУЮЩАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения.
Известны компенсирующие муфты, предназначенные для соединения валов при наличии перекоса и осевого смещения и содержащие упругий элемент заданной жесткости (1, 2).
Недостатком таких муфт является невозможность регулирования с высокой точностью их компенсационных возможностей.
Эластичность упругих элементов известных муфт в процессе эксплуатации не поддается изменению, Это ограничивает область применения муфт и приводит к дополнительным потерям энергии в системах передачи движения.
Известна также компенсирующая муфта, содержащая ведущий и ведомый валы, соединенные упругим трубчатым элементом с прорезями постоянной ширины, расположенными взаимно перпендикулярно в диаметральных плоскостях, и взаимодействующую с ним втулку (3).
Эта муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Недостаток указанной конструкции заключается в том, что она не позволяет производить регулировку компенсационных свойств муфты с необходимой точностью.
Цель изобретения — повышение точности регулированпя компенсационных свойств муфты.
Для этого в предлагаемой муфте втулка установлена концентрично упругому элемен5 ту с возможностью перемещения вдоль его оси и фиксации, например, стопором. Кроме того, прорези в упругом элементе могут быть выполнены либо с постоянной глубиной при шаге, равномерно увеличивающемся в направ10 лении от середины элемента к его концам, либо с постоянным шагом при глубине, равномерно уменьшенной в том же направлении.
Такое выполнение муфты обеспечивает плавное изменение рабочей длины упругого
15 элемента, т. е. его эластичных свойств. Это повышает точность регулирования компенсационных свойств муфты и тем самым расширяет область ее применения.
На чертеже изображена предлагаемая муф20 та, общий вид.
Ведущий 1 и ведомый 2 валы соединены с упругим трубчатым элементом 3 любым из общеизвестных способов.
Прорези 4 выполнены перпендикулярно об25 разующей цилиндра упругого трубчатого элемента 3 на глубину, существенно меньшую его радиуса попарно с двух сторон. Каждая пара прорезей 4 развернута в диаметральной плоскости относительно соседних пар проре30 зей на 90 .
554432
Составитель И. Злотник
Техред И. Карандашова
Корректор А. Николаева
Редактор Л. Василькова
Заказ 1700/5 Изд. № 348 Тираж 1159 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, j3(-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 3
При постоянной ширине прорезей 4 может меняться либо их шаг, увеличиваясь в направлении от средней части упругого трубчатого элемента 3 в правую и левую стороны, либо глубина прорезей 4, постепенно уменьшаясь по мере приближения к концам упругого трубчатого элемента 3.
При этом прорези 4 обязательно должны перекрывать одна другую в диаметральной плоскости элемента 3.
Упругий трубчатый элемент 3 помещен внутри цилиндрической втулки 5. Втулка 5 установлена концентрично элементу 3, может перемещаться вдоль его оси и фиксироваться в требуемом положении, например, с помощью стопорного винта 6.
Внутренний диаметр втулки 5 целесообразно изготовить по скользящей посадке относительно наружного диаметра упругого трубчатого элемента 3.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 крутящий момент передается по упругому трубчатому элементу 3 к ведомому валу 2, так как элемент 3 является деталью с большой крутильной и малой изгибной жесткостью.
В случае несоосности или биения соединяемых валов упругий элемент 3 деформируется, при этом составляющие его полукольца изгибаются в направлении, перпендикулярном диаметральной плоскости элемента 3. Компенсационная способность муфты может быть уменьшена за счет аксиального передвижения жесткой втулки 5, которая выводит из работы часть элемента 3, в результате чего жесткость муфты увеличивается. Если втулка 5 закроет все прорези 4, то компенсационные возможности муфты уменьшатся до нуля.
Ввиду того, что ширина прорезей 4, выполненных в элементе 3, сравнительно невелика, на ограниченной длине этого элемента располагается достаточно большое число прорезей (4
4, обеспечивающее значительную гибкость элемента 3 в целом .при небольших деформациях каждого из полуколец, что увеличиваег надежность работы муфты.
5 Применение муфты позволяет компенсировать угловые перекосы соединенных валов, а также их угловые и радиальные биения.
При этом величина компенсации может быть отрегулирована для каждого конкретноl0 го случая и режима работы с большой точностью. Муфта надежна и имеет простую конструкцию.
Формула изобретения
15 1. Компенсирующая муфта, содержащая ведущий и ведомый валы, соединенные упругим трубчатым элементом с прорезями постоянной ширины, расположенными взаимно перпендикулярно в диаметральных плоскостях, и
20 взаимодействующую с ним втулку, о тл и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения точности регулирования компенсационных свойств муфты, втулка установлена концентрично упругому элементу с возможностью перемещения
25 вдоль его оси и фиксации, например, стопором.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что глубина прорезей упругого элемента постоянна, а шаг прорезей равномерно увели,чен в направлении от середины элемента к его
30 концам.
3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что шаг прорезей упругого элемента постоянный, а глубина прорезей равномерно умень,шена от середины элемента к его концам.
35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство № 190733, кл.
F 16 B 3/64, 1965 r.
2. Патент ФРГ № 2016563, Кл. 47с 3/28, 40 опублик. 1973.
3. Авторское свидетельство № 355401, кл.
F 16Р 3/72, 1971,