Задвижка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
пц 554441
ОПИСАНИЕ
ИЗОЫ ИТЕНИЯ
Юаюз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04. 08,.75 (21) 2162086/08 с присоединением заявки № (51) М. Кл. F 16К3/02
Государственный комитет (23) Приоритет
Совета Министров СССР ло делан изобретений и открытий (53) УДК 621.646(088.8) Опубликовано 15.04.77. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 17.05.77 (72) Авторы изобретения В. Д. Иванов, И. А. Кузнецова, Б. А. Соловьев и О. И. федоров (71) Заявитель (54) ЗАДВИЖКА
Изобретение может найти применение в за-. порных устройствах, используемых для работы при высоких температурах, в частности для управления потоками жидкометаллических сред.
Известны задвижки, предназначенные для перекрытия потоков газообразных и жидких сред при рабочих давлениях 4 —:200 кг/см и температурах до 450 С. Такие задвижки имеют корпус с патрубками и крышкой, внутри которой расположен упорный орган, связанный со шпинделем привода (1).
Недостатком данных устройств является то, что при резком изменении температуры рабочей среды в корпусе и крышке задвижки возникают большие напряжения, которые могут привести к разрушению задвижки.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является задвижка, предназначенная для работ при высоких и повышенных параметрах.
Известная задвижка имеет корпус с подводящим и отводящим патрубками, седло и затвор, связанный со шпинделем привода, который устанавливается на крышку, закрепленную на горловине корпуса (2).
В известной задвижке при открытии затвора рабочая среда через зазор между седлом и затвором проникает в горловину. Так как горловина имеет значительный объем, в ней создается вынужденное движение рабочей среды. При резком изменении температуры среды одновременно с вынужденной конвекцией возникает свободная конвекция за счет разности, плотностей нагретых и холодных частиц среды. При этом происходит интенсивный теплообмен и температура поверхности стенок горловины и крышки за короткий промежуток времени приближается к температу>0 ре рабочей среды. При этом с наружной стороны корпуса и крышки обычно установлена тепловая изоляция, которая .препятствует теплоотдаче с наружной поверхности в окружающую среду, и в момент резкого нагрева тем15 пература наружной поверхности горловины и крышки приближается к температуре среды до ее изменения. Поэтому по толщине стенок горловины и крышки возникает резкий перепад температур, что приводит к созданию
20 высоких термических напряжений, которые могут привести к разрушению и разгерметизации корпуса.
Цель изобретения — уменьшение напряже25 ний, возникающих в стенках корпуса и крышки при резких изменениях температуры рабочей среды.
Указанная цель достигается тем, что в горловине корпуса установлен стакан с зазором
30 относительно внутренних поверхностей горло554,441 вины и крышки, который фиксируется от радиальных и осевых перемещений.
Такое выполнение обеспечивает уменьшение теплообмена между средой и стенками горловины корпуса и крышки при резком изменении температуры среды. Последнее, в свою очередь, приводит к уменьшению напряжений, возникающих в стенках корпуса и .крышки.
На фиг. 1 изображена задвижка, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Задвижка имеет корпус 1 с,патрубками для присоединения к трубопроводу 2 и горловиной
3. Внутри корпуса установлены два седла 4 и затвор 5 в виде клина, который связан со штоком 6.
В корпусе 1 имеются направляющие 7, предназначенные для перемещения затвора 5.
На корпусе через прокладку 8 установлена крышка 9. Внутри горловины размещен стакан 10 с зазором относительно внутренних поверхностей горловины и крышки. В стакане выполнены прорези, в которые входят направляющие 7 до упора. Для ограничения от радиальных перемещений на корпусе стакана выполнены выступы 11. От осевых перемещений стакан ограничен направляющими 7, на которые он опирается, и пружиной 12.
Установленный в горловине стакан разделяет ее полость на зону с циркулирующей внутри стакана рабочей средой и застойную зону между сте нками стакана и горловиной. Пренебрегая незначительным естественно-конвективным движением в застойной зоне, можно считать, что,передача тепла от среды к внутренней поверхности горловины и крышки осуществляется за счет теплопередачи через многослойную стенку, в отличие от существующих конструкций, где теплообмен между внутренней поверхностью горловины и циркулирующей рабочей средой осуществляется конвекцией. Вследствие теплового сопротивления слоев уменьшается перепад температур по толщине стенки горловины и снижаются термические напряжения. Кроме того, предлагаемое устройство несложно в изготовлении и
10 удобно в обслуживании.
Формула изобретения
1. Задвижка, содержащая корпус с патрубками и горловиной, на которую крепится
15 крышка и размещенные в корпусе запорный орган, связанный со шпинделем, и седловые элементы, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения напряжений в корпусе и крышке при резких изменениях температуры
20 рабочей среды, в горловине корпуса с зазором установлен стакан, снабженный пружиной.
2. Задвижка по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения фиксации от
25 радиальных и осевых перемещений, в теле стакана выполнены выступы, а в корпусе размещены направляющие, связанные со стаканом пружиной.
Источники информации, принятые во вни30 мание при экспертизе:
1. Книга Ю. М. Котелевского «Современные конструкции трубопроводной арматуры», М., 1970 r., стр. 44 — 74.
2. Книга Д. Ф. Гуревич «Расчет и конструЗ5 ирование трубопроводной арматуры», Машиностроение, Москва — Ленинград, 1964 r., стр.
212, фиг. 140.
Редактор Н. Аристова Составитель Е. Анкудинова
Техред М. Семенов Корректор 3. Тарасова
Заказ 917/13 Изд. № 360 Тираж 1151 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2