Узел крепления колеса на валу турбохолодильника

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1 опис нии

И ЗОЬРЕ ТЕ Й и Я

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.07.75 (21) 2160144/06 (51) М Кч 2 F 25В ) 1 00

F 010 25/28 с присоединением заявки ¹ 2164866/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет по пп. 5,6 — 28.07.75.

Опубликовано 15.04.77, Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 10.06.77 (53) У.1К 621.515:621,57. .012.4 (088.8) (72) Авторы изобретения

8. Г, Иванников, A. Н. Брагин, Г, В. Морозов, В, Г. Баранов и А. М. Барышникова (71) Заявитель (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА HA ВАЛУ

ТУР БОХОЛ ОД ИЛ ЬН И КА

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к узлам крепления рабочих колес турбохолодильников систем кондиционирования воздуха.

Известны узлы крепления колес на валу турбохолодильника с помощью конических втулок и пружинящего элемента (11. Эти известные узлы крепления колес на валу турбохолодильника характеризуются увеличенными габаритами в радиальном и осевом направлениях, сложностью конструкции, повышенными остаточными напряжениями в ступице колеса и возможностью проворота рабочих колес на валу, что снижает эффективность крепления и приводит к расбалансировке ротора.

Цель изобретения — повышение надежности крепления и предотвращение разбалансировки ротора. В описываемом узле это достигается тем, что в нем пружинящий элемент выполнен ь виде тонкостенной цилиндрической втулки с поперечными прорезями, смещенными одна относительно другой на 1/4 дуги окружности. Пружинящий элемент может быть установлен между втулками, каждая из которых состоит из двух элементов, сопряженных по коническим поверхностям, или между ступицей колеса и подшипниковой опорой вала. При этом пру,кипящий элемент может быть выполнен по краям с разрезами, расположенными диаметрально противоположно и доходящими до поперечных прорезей, илп с.продольными разрезами, размещенными между поперечными прорезями. Один пз элементов каждой пары конических втулок выполнен за одно целое со ступицей колеса.

11а фнг. 1 изображен турбохолодильнц:: с описываемым узлом крепления колес, общий вид; па фиг. 2 — пружинящий элемент между двумя парами втулок, сопряженных по ко1о ннческнм поверхностям; на фиг. 3 пружинящий элемент с диаметрально противоположными разрезами по краям; на фиг. 4 — пружинящий элемент с продольными разрезами между поперечными прорезями;,на фиг. 5—

I5 прукинящий элемент мехкду ступицей колеса и подшипниковой опорой; на фиг. 6 †конические втулки, выполненные за одно целое со ступицей колеса.

Узел крепления колеса 1 со ступицсй 2 на валу 3, размещенном в подшнпниковой оноре 4 турбохолодильника, содержит пружинящий элемент 5 в виде тонкостенной цили дричсской втулки, упруго деформируемой под действием усилия затяжки в осевом .направлении за счет поперечных прорезей 6, смещенных одна относительно другой на / дуги о«ружпости, установленный между разрезными втулкамп, каждая из которых состоит из двух элементов 7 и 8, сопряженных по коническим зо поверхностям 9 между собой и по цилпндрп3 ческой поверхности 10 — со ступицей 2 колеса 1. Пружинящий элемент 5 имеет по краям разрезы 11, расположенные диаметрально противоположно и доходящие до поперечных прорезей 6, и продольные разрезы 12, размещенные между поперечными прорезями 6; он установлен между ступицей 2 колеса 1 и подшипниковой опорой 4 вала 3. Элементы 7 каждой пары конических втулок выполнены за одно целое со ступицей 2 колеса 1.

Пр и работе турбохолодильника, когда под действием инерционных сил и термических расширений между ступицей 2 колеса 1 и валом 3 появляется радиальный зазор, наружные разрезные элементы 7, перемещаясь под действием усилия со стороны сжатого пружинящего элемента 5 по .коническим поверхностям 9 внутренних разрезных элементов 8, удерживают колесо 1 от радиального смещения, постоянно контактируя наружными цилиндрическими поверхностями 10 со ступицей 2 колеса 1.

При наличии разрезов 11 по краям пружинящего элемента 5 или продольных разрезов 12 между его поперечными прорезями 6 наружные разрезные элементы 7 перемещаются поверхностями 9 по коническим поверхностям пружинящего элемента 5. При размещении,пружинящего элемента 5 между ступицей 2 колеса 1 и подшипниковой опорой 4 вала 3 узел крепления работает аналогично, При остановке турбохолодильника все подвижные элементы узла крепления возвращаются в первоначальное положение.

Применение в турбохолодильниках описываемого встроенного узла крепления рабочих колес на валу автоматического действия позволяет не только значительно уменьшить его габаритные размеры как в радиальном, так и в осевом направлениях, но и предотвратить

554452

4 разбалансировку ротора и появление остаточных напряжений в ступице колеса, повышая надежность агрегата.

Формула изобретения

1. Узел .крепления колеса на валу турбохолодильняка .с помощью конических втулок

10 и,пружинящего элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления и предо11вращения разбалансировки ротора, пружинящий элемент выполнен в виде тонкостенной цилиндрической втулки с попе15 речньгми прорезями, смещенными одна относительно другой на /1 дуги окружности.

2. Узел по in. 1, отличающийся тем, что пружинящий элемент установлен между втулками, каждая из,которых состоит из двух эле20 ментов, сопряженных по .коническим поверхностям.

3. Узел по п. 2, отличающийся тем, что пружинящий элемент имеет,по краям разрезы, расположенные диаметрально протквоположно и доходящие до поперечных прорезей.

4, Узел по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что пружинящий элемент имеет продольные разрезы, размещенные между поперечными прорезями.

5. Узел по п. 1, отличающийся тем, что пружинящий элемент установлен между ступицей колеса и подшипниковой опорой вала.

6. Узел по п. 5, отличающийся тем, что один из элементов каждой пары конических з5 втулок выполнен за одно целое со ступицей колеса.

Источник инфор мации, принятый во BHHмание при экспертизе.

1. Патент Франции № 2171479, кл. F 16B

40 3/00; опубл. 1973.

554452 фиг 5

Фиг. 6

Составитель В. Подносова

Тскред М. Семенов

Редактор Л. Тюрина

Корректор И. Позпяковская

МОТ. Загорский филиал

Заказ 3538 Изд, № 356 Тираж 722 Подписное

%1ИИПИ 1 осударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская паб., д. 4/5