Устройство для измерения моментов трения подшипников качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!!

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

,! рп 554476

Союз Советских

Соиалистииеских

Республик (б1) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 11.05.73 (21) 1922272/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.77. Бюллетень ¹ 14

Дата опубликования описания 27.04.77 (51) М, Кл е G 01М 13/04

Гасударственный комитет

Свввта Министров СССР аа делам изобретений и аткрытий (53) УДК 531.789.1 (088.8) (72) Автор изобретения

В. М. Иванов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТОВ ТРЕНИЯ

ПОДШ И П Н ИКОВ КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к устройствам для измерения моментов трения подшипников качения.

Известно устройство для измерения моментов трения подшипников качения, содержащее корпус, вал, установленные на нем испытываемые подшипники, датчик угла поворота вала, электрически соединенный через усилитель с датчиком момента и регистрирующей аппаратурой (1).

Однако оно не определяет амплитудно-частотные характеристики моментов трения, т. е. случайные его отклонения от средней величины, или флуктуацию моментов, а также им невозможно измерить с требуемой точностью моменты трения особо чувствительных подшипников, например трехколечных.

Цель изобретения — повысить точность измерения моментов трения и обеспечить возможность определения их амплитудно-частотных характеристик, т. е. флуктуацию. Это достигается благодаря тому, что устройство снабжено дополнительным датчиком угла поворота вала, выполненным в виде оптического датчика на метрологических дифракционных решетках. При этом прозрачная решетка датчика закреплена на валу, а отражательная — на корпусе.

На чертеже изображено устройство, Устройство содержит корпус (на чертеже не показан), вал 1, установленные на нем испытываемые подшипники качения (трехколечные) 2, датчик угла поворота 3, электрически соединенный через усилитель 4 с датчиком момента

5 и регистрирующей аппаратурой 6. Кроме того, устройство имеет дополнительный датчик угла поворота вала, выполненный в виде on10 тического датчика на метрологических дифракционных решетках и содержащий прозрачную 7 и отражательную 8 решетки, лампу накаливания 9, зеркало 10, линзу 11, фотодиод 12 и регистрирующую аппаратуру 13.

15 Прозрачная решетка 7 закреплена на валу 1, а отражательная 8 — на корпусе. Нагрузка на подшипники создается весом вала 1.

Устройство работает следующим образом.

Приводят во вращение испытываемые под20 шипники 2 (условно привод на схеме не показан). Под действием момента сил трения подшипников 2 вал 1 отклоняется от нулевого положения, вследствие чего на выходе датчика угла поворота 3 появляется сигнал, пропор25 циональный измеряемому моменту сил трения подшипников. Усиленный сигнал усилителем 4 подается на датчик момента 5, который стремится возвратить вал 1 в исходное нулевое положение. Одновременно сигнал с усили30 теля подается на регистрирующую аппарату554476

Формула изобретения! (2

Составитель А. Ерошкин

Текред М. Семенов

Редактор Л. Лепилина

Корректор А. Степанова

Заказ 785/4 Изд. № 355 Тираж 1106 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ру б. Измеренный таким образом момент трения характеризует изменение его средней величины.

При отклонении вала 1 одновременно перемещается прозрачная решетка 7 относительно неподвижной решетки 8. При этом происходит перемещение муаровых полос, получаемых в результате светового потока, отраженного зеркалом 10 от лампы накаливания 9. Световой поток собирается линзой 11 в параллельный пучок, который проходит через решетку

7, отражается решеткой 8 и снова проходит ч ер ез п р озр ач кую р еш етку.

Перемещение муаровых полос вызывает изменение тока фотодиода 12, фиксируемое регистрирующей аппаратурой 13. Фиксируя таким образом уровни сигнала на всех частотах рабочего спектра, можно построить амплитудно-частотную характеристику моментов трения, т. е. случайные его отклонения от средней величины или флуктуацию моментов. При этом какой-либо дефект подшипника характеризуется изменением амплитудно-частотной характеристики момента трения. Таким образом, по изменению амплитудно-частотной характеристики можно определить возникновение в подшипнике какого-либо дефекта.

Устройство для измерения моментов трения подшипников качения, содержащее корпус, вал, датчик угла поворота вала, электрически

10 соединенный через усилитель с датчиком момента и регистрирующей аппаратурой, отл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения и определения амплитудно-частотной характеристики моментов трения

15 подшипников качения, оно снабжено дополнительным датчиком угла поворота вала, выполненным в виде оптического датчика на метрологических дифракционных решетках, прозрачная решетка которого закреплена навалу, 20 а отражательная — на корпусе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Журнал Известия ВУЗов, сер. «Приборостроение», т. XI, № 2, 19б8.