Закрытая электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е «и, 554595

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Севетских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.04.73 (21) 1903572/07 (51) M. Кл.з Н 02К 9/20 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.77. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 19.04.77 (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения А. И. Борисенко, О. Н. Костиков, В. И. Чумаченко и А. И. Яковлев (71) Заявитель

Харьковский авиационный институт (54) ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники, к разделу закрытых обдуваемых электрических машин.

Известны закрытые обдуваемые электромашины с комбинированной автономной системой охлаждения, в которых осуществлено жидкостное охлаждение нагретых частей статора и ротора путем прокачки жидкости по каналам статора и ротора при помощи насоса, сидящего на валу машины, и охлаждение этой жид|кости в рубашке, образованной внутренней и наружной стенками корпуса, из которых наружная стенка оребрена и обдувается воздухом от наружного вентилятора, сидящего на валу машины (1).

Недостатком такой схемы охлаждения являются большие перепады температур между активными элементами машины и охлаждающей жидкостью, так как тепло от обмоток передается к жидкости через изоляцию и сердечники.

Известна электрическая машина, в которой охлаждающая жидкость подается на лобовые части обмоток в виде струй из камер или форсунок, расположенных на роторе (2). Недостатком такой конструкции является ее работоспособность лишь в фиксированном положении электрической машины относительно горизонта. Последняя из указанных конструкций является прототипом данного устройства.

С целью устранения у казанных недостатков на валу электрической машины с каждой стороны магнитопровода укреплен вращающийся стакан, охватывающий лобовые части обмотки. На внешней поверхности указанного стакана выполнены винтовые ребра, примыкающие в торцовой части стакана к подшипнико1О вым щитам, а в цилиндрической части — к корпусу. В у казанной цилиндрической части стакана выполнены радиальные отверстия, связывающие внутреннюю полость электрической машины с междуреберным пространст15 вом.

На чертеже представлен продольный разрез закрытого обдуваемого электродвигателя.

Двигатель содержит оребренные корпус 1 и щиты 2, магнитопровод 3 и обмотку 4 ста20 тора, сидящий на валу 5 короткозамкнутый ротор 6 с лопатками 7, подшипниковые узлы 8 с уплотнениями 9 и вентилятор 10. Вал имеет центральную полость 11, соединенную радиальными каналами 12 с форсуночными каме25 рами 13, на;которых размещены форсунки 14.

На валу с обеих сторон ротора установлены вращающиеся стаканы 15, имеющие на своей наружной поверхности винтовые ребра (шнеки) 16, которые примыкают в цилиндриче3о ской части к корпусу двигателя, а в торцовой

554595

Фор мул а изобретения и 12 Р

Составитель В. Базаров

Техред А. Камышникова Корректор Л, Брахнина

Редактор Л. Попова

Заказ 783/8 Изд. ¹ 350 Тираж 914 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д, 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 части — к щитам. В цилиндрической части стаканы имеют отверстия 17, в месте стыка их с валом — сборные камеры 18, связанные радиальными каналами 19 с центральной полостью вала. Для улучшения охлаждения щита со стороны привода двигателя имеется кожух

20, имеющий входные отверстия 21. В диске вентилятора та кже имеются отверстия 22, а сам вентилятор выполнен «обращенным» для улучшения обдува примыкающего к нему щита.

Система охлаждения двигателя работает следующим образом.

Из сборных камер жидкость подается в центральную полость вала и оттуда поступает по радиальным каналам в форсуночные камеры. Из форсунок жидкость под действием центробежных сил выбрасывается в виде струй на лопатки ротора и лобовые части обмотки статора, после чего попадает на поверхность цилиндрической части стакана. Пройдя через радиальные отверстия в межреберные пространства стакана, жидкость увлекается винтовым ребром (шнеком) и нагнетается в сборные камеры. При движении жидкости в винтовом насосе она вступает в контакт с внутренней поверхностью корпуса и щитов, отдавая им свое тепло, которое затем снимается с ребер корпуса и щитов при обдуве их воздухом, подаваемым вентилятором.

Закрытая электрическая машина общепромышленного назначения с наружным воздушным и внутренним жидкостным охлаждением, содержащая корпус, магнитопровод с обмотками, подшипниковые щиты и полый вал с форсунками, в котором имеется охлаждающая жидкость, отличающаяся тем, что, 10 с целью обеспечения работы системы охлаждения при любой ориентации электрической машины относительно горизонта, на валу с каждой стороны магнитопровода укреплен охватывающий лобовые части обмотки вращаю15 щийся стакан, на внешней поверхности которого выполнены винтовые ребра, примыкающие в торцовой части стакана к подшипниковым щитам, а в цилиндрической части — к корпусу, причем в цилиндрической части вы20 полнены радиальные отверстия, связывающие внутреннюю полость электрической машины с междуреберным пространством.

Источники информации, принятые во вни25 мание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 106727, кл. 21 d 56/01, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР № 2056846, кл. 21 d 56/01, 1970.