Устройство для окончательной обработки зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Nfl
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 554964 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено04.03.74. (21)2001363/25-8 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано25.04.77.Бюллетень № 15 (45) Дата опубликования описания26.05.77 (51) М. Кл.
В 23 F 19/02
Государственный комитет
Сааета 1йинистрав СССР ао делам изобретений и открытий (53) УДК 62 1, 92 3. 74:
621 833 (088 8) И. Ю. Адамонис, В. П. Гиниотис и В. Ю. Зараускас (72) Авторы изобретения
Вильнюсский филиал Экспериментального научно-исследовательского института металлорежуших станков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
ЧЕРВЯКОМ- ПРИТИРОМ
Изобретение относится к окончательной обработке прецизионных зубчатых колес, например, целительных червячных колес, работающих в беззазорных передачах и применяемых в прецизионных круговых делительных маши- 5 нах.
Известны устройства для окончательной обработки прецизионных червячных колес, содержащие червяк-притир, механизм прижи ма червяка к колесу, копир, спрофилирован 10 ный в соответствии с погрешностями обрабатываемого колеса, управляемый тормоз обрабатываемого колеса и привод вращения передачи.
Недостаток известного устройства зак- l5 лючается в том, что переменный крутящий момент создает силу, выводящую червяк из зацепления, что приводит к изменению условий притирки и потере точности обработки.
?1ель изобретения - повысить точность 20 обработки. Это достигается тем, что управляемый тормоз колеса и механизм прижима червяка соединены тягами с одним концом двуплечего рычага, а другой конец рычага взаимодействует с копиром, причем двуплечий рычаг имеет передвижной хомут, на котором закреплена ось шарнира рычага.
На фиг. 1 изображен схематичный эскиз устройства в разрезе, на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг, 1.
Обрабатываемое колесо 1 устанавливается на основание 2 с помощью шариковых опор 3. К колесу 1 неподвижно прикреплен диск 4, над которым установлен с возможностью вертикального перемещения на винтах 5 подпружиненный тормозной диск 6.
К колесу 1 прикреплен копир 7, торцовая поверхность которого спрофилирована в соответствии с погрешностями колеса, подлежащими устранению. Червяк-притир 8 вращается в раме 9, которая при помощи шарниров 10 подвешена к основанию. К раме 9 жестко закреплен рычаг 11 пружиной 12, тягой — стальной лентой 13— через ролики 14, соединенный с концом двуплечего рычага 15. Соответственно тормозной диск 6 с закрепленным фрикционным кольцом винтами 5 жестко соединен с кронштейном 16, который пружиной 17 и стальной лентой соединен с тем же кон554964 цом рычага 15. Рычаг 15 обеспечен передвижным хомутом с шарниром 18, Для передачи вращения от привода (на схеме не показан) на червяке имеется шестерня 19.
Работает устройство следующим образом. В соответствии с накопленной погрешностью зубчатого колеса профилируется копир 7, который крепится к колесу 1. Колесо 1 устанавливается на основание устройства 2 с шариковыми опорами 3. 10
Червяк-притир 8 вводится в зацепление с колесом 1, соединяются тяги от конца двуплечего рычага 15 с тормозным механизмом и механизмом прижима червяка к колесу„Включается привод, который через шес- 15 терню 19 вращает червяк 8, а через него колесо 1. В зависимости от погрешности колеса спрофилированный копир 7 нажимает двуплечий рычаг 15, который другим своим концом натягивает через тяги 13 пружины 20
1 2 и 1 7. Пружина 1 7 действует через кронштейн 16, направляющие винты 5 на тормозной диск 6, который геремещается вниз и нажимает на диск 4, создавая момент сопротивления вращению колеса 1, В то же время пружина 1 2 через рычаг 1 1 создает момент, увеличивающий прижим червяка-притира 8 к колесу.
Под влиянием погрешностей обрабатываемого колеса происходит периодическое сближение червяка-притира с обрабатываемым колесом. В эти моменты увеличивается тормозной момент, а червяк-притир не имеет возможности выйти из зацепления, в результате чего увеличивается величина снимаемого счоя материала и повышается точность Обрабатываемого колеса„
Для изменения усилия прижима червяка и TopMD D D момента передвижной хомут с шарниром 18 перемещается вдоль Оси рычага 15, чем меняется соотношение плеч рычага и тем самым передаваемое усилие от копира 7. После перемещения шарнира 18 он крепится винтом к основанию 2, à другим винтом фиксируется хомут на рычаге 15.
Притирка производится выравниванием кривой погрешности в направлении одной стороны профиля, При необходимости меняют направление вращения колеса и притирку производят по другой стороне профиля. В этом случае профилируется новый ко пир.
Колесо окончательно обрабатывается в условиях, идентичных условиям работы в передаче. Закрепление тяг тормоза и прижима червяка к колесу к одному концу двуплечего рычага позволяет синхронизировать тормозное усилие с соответствующим усилием прижима червяка к колесу.
Формула изобретения
1. Устройство для окончательной обработки зубчатых колес червяком-притиром, содержащее механизм прижима червяка к колесу, связанному с управляемым
Гэрмозом и нопир спрофилированный В сООт»
BBTcTBHH c погРешHDOTHMH DGP86DTEH личающееся тем,что,сцельюповышения точности обработки колес прецизионных беззазорных делительных передач, устройство снабжено двуплечим рычагом, соединенным с тягами, связывающими управляемый тормоз колеса и червяк-притир с копиром.
2, Устройство по п, 1, О т л и ч а .ющ е е с я тем, что, с целью изменения усилия прижима червяка и тормозного момента по мере обработки, двуплечий рычаг снабжен передвижным хомутом, на котором закреплена Ось шарнира рычага, 554964.
7 17 Я
1а
79 78 1
Фиг. 1
8ud Л
1У 70
Составитель В. Рябов
РедактоР Р, ПУРнам ТехРед А. ДемьЯнова КоРРектоР A. Г инеико
Заказ 387/6 Тираж 12 32 Подписное
Ш-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r, Ужгород, ул, Проектная, 4