Волновая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТЕЛЬСТВУ {И) Б@ф48
Союз Советских
Социалистицеских республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявленоо4.11.75 (21) 2186863/28 (51) M. Кл.в
F 16 Н 1/00 с присоединением заявки №Гвсуаврстввнный квиктвт
Свввта Мннкстрав СССР нв двввви нзоврвтвннй к втнрытнй (23) Приоритет (43) Опубликовано 2S.O4,77,Áþëÿeòeíü ¹15 (4б) Дата опубликования описания 2g О6 77 (53) УДК 621.833.7 (OB8.8) (72) Авторы изобретения
М. К, Афанасьев, Н, Н. Корниенко и Ф. К. Иванченко (71) Заявитель (S4) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводе эапц ной арматуры и различного рода исполнительных механизмов, где необходима повышенная точность ограничения нагрузки.
Известна магнитная муфта для ограниче ния нагрузки в исполнительных механизмах, состоящая из двух полумуфт: ведомой, содер. ,жащей на выходных валах тонкостентые rav ..терезисные стаканы, и ведущей, содержащей
sa входном вал» постоянный аксиально намагтжгеннвти магнит и систему маогополюсных башмаков, выполненных из магнитомят
asx материалов, в кольцевые зазоры башмаков входят тонкостенные гистерезисные ста-1З каны и взаимодействуют с ними через воздушные зазоры (lj.
Однако такая му рта представляет собой самостоятельный узел, который в ряде слу йо чаев не представляется возможным встроить в приводное устройство беэ существенного увеличения габаритов последнего.
Ближайшей по технической суцности кизобретению является волновая передача, т5
2 содержащая корпус, входной вал с закрвп й@Ф ным на нем генератором, жесткое реэьбоввв колесо, установленное в корпусе, выходко® вал и гибкое резьбовое колесо, закрепленное на выходном валу (2), Недостатком этой передачи asaaercN тоВ что она не ограничивает величину цередд ваемой нагрузки, что существенно эатруд няет ее применение в приводах, преднажее ченных, например, для использования в зв порной арматуре, о
Uenb изобретения - ограничить нагрузки на выходном валу передачи.
Для этого жесткое резьбовое колесо установлено в корпусе с воэможностью осМ вого и окружного перемещения, а передача снабжена устройством для ограничения на . гоуэки выпсмяынным виде двух взаимо действующих между собой фрикиионных mao:. ков, один из которых закреплен на торна реаьбового гибкого колеса. а другой уста новлен в корпусе с воэможностью осевого перемещения, установленных на корпусе ре гулируемых упоров, взаимодействующих с последним иэ дисков, регулируемых по жеов
555248 кости пружин, воздействуюших на тот же диск, и демпфируюших элементов, расположенных между жестким резьбовым колесом и корпусом.
На фиг. 1 изображен разрез предлагаемой передачи.по оси; на фиг. 2 дан разрез по A-А на фиг. 1.
Внутри корпуса 1 передачи с возможностью перемещения вдоль оси и вращения установлено жесткое резьбовое колесо 2, 1О имеющее внутреннюю резьбу, входящую в резьбовое соединение с цилиндрическим пояском гибкого реэьбового колеса 3, Жесткое реэьбовое колесо 2 с одного торца через шарикоподшипник 4 поджато пружиной 5 сжа-Ц> тия, упирающейся в крышку корпуса 6. Второй торец жесткого реэьбового колеса 2 соединен неподвижно с диском 7, имеющим фрикционную поверхность, контактирующую с фрикционным диском 8. Диск 8 переме- 20 шается только в осевом направлении (иэ-эа наличия шлицевого зацепления с корпусом
1) и прижимаетея к диску 7 усилием пружины 9 сжатия, регулирование сжатия которой осуществляют крышкой 10.
С наружной стороны корпуса 1 на определенном расстоянии л от фрикционного диска 8 устанавливают упор 11, представляющий собой рычаг микровыключателя электродвигателя. Осевое перемещение фрик- Зо ционного диска 8 ограничено зазором 6 .
Внутри колеса 3 размещены два прижимных ролика 12, 13, вращающееся вокруг своих осей, жестко соединенных с поводком 14 и приводным валом 15. С противоМ положной стороны колесо 3 жестко соединено с валом 16, на котором крепится ис.полнительный элемент привода, например задвижка трубопроводной арматуры.
4О
Регулирование зазора 6 осуществляют упором 17, представляюшим собой гайку.
Работа устройства происходит следуюшим образом.
При передаче крутящего момента алектродвигателем приводному валу 15 и поводку 14 ролики 12, 13, вращаясь вокруг собственных осей и совершая орбитальное вращение, прижимают участки цилиндрического резьбового пояска гибкого колеса 3 5g к жесткому колесу 2. В зависимости от направления резьбового соединения, его шага и направления вращения приводного вала
15 гибкое колесо перемещается вдоль оси в ту или другую сторону с определенной скоростью. Усилия пружин 5 и 9 обеспечивают достаточный прижим фрикционных дисков 8, 7. При этом жесткое колесо 2 неподвижно, а зазоры g и 5 гарантированы и предварительно отрегулированы. 60
При остановке исполнительного органа перемещение гибкого колеса 3 прекраш ется, а под действием увеличенного осевого усилия, возникающего в резьбовом соединении колеса 3 и колеса 2, последнее, сжимая пружину 5, перемешается вдоль оси. Зазор, уъ:еньшается до О, при д = 0 происходит разрыв фрикционного контакта поверхностей дисков
8, 7, колесо 2 проворачивается во оуг оси, устройство ограничения нагрузки срабатывает и передача не передает крутящий момент.
Если установить зазор Ь = Д", то одновременно с проскальзыванием писков 8 и 7, происходит отключение электродвигателя, При предварительной регулировке и уста новке зазора h, 6 на определенную величину происходит сначала отключение алектродвигателя, а потом проскальзывание фрикционных дисков, чем достигается умень;„ шение влияния инерционного динамического выбега вращающихся масс на привод и арматуру, увеличивается точность ограничения нагрузки, а ато, в свою очередь, повышает надежность и долговечность привода и арматуры.
Формула изобретения
Волновая передача, содержащая корпус, входной вал с закрепленным на нем генера» тором, жесткое резьбовое колесо, установ . ленное в корпусе, выходной вал и гибкое резьбовое колесо, закрепленное на выход- ном валу, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью ограничения нагрузки на ви ходном валу, жесткое реэьбовое колесо установлено в корпусе с возможностью, осевого и окружного перемешения, а передача снабжена устройством для ограничения на грузки, выполненным в виде двух взаимодействующих между собой фрикционных дио ков, один из которых закреплен на торце реэьбового гибкого колеса, а другой установлен в корпусе с воэможностью осево го перемещения, установленных на корпусе регулируемых упоров, взаимодействующих с последним из дисков, регулируемых по жесткости пружин, воздействующих на тот же диск, и демпфируюших элементов, распо» ложенных между жестким резьбовым кол сом и корпусом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1, Авторское свидетельство СССР ЧО 274566, N.Кл, F 1 6 13 27/01, 1968, 2. Авторское свидетельство СССР
% 229143, М.Кл F 16 Н 25/20, 1967 (прототипР.