Устройство для обучения радиотелеграфистов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
с.
:.нтн,> ;;:. (! " f1
М оиблиоте t;,;,, " ;;, Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 5554:22
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 07.01.74 (21) 1988299/09 с присоединением заявкн. №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.04.77. Бюллетень № 15 (51) М. Кл.е G09B7/00
Гасударственный камнтет
Совета Мнннотрав СССР ао делам нзобретеннй и аткрытнй (53) УДК 681.39:371.694 (088.8) {4б) Дата опубликования описания 03.06.77 (72) Авторы изобретения
А. Л, Зверев, В. Н, Князев и Н. Ф. Рымарев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ
Изобретен е относится к обу ающ м устрой ствам для обучения навыкам работы на клавиатурных аппаратах.
Известно устройство для обучения навыкам работы и объективного контроля достоверности радиосигналов, отрабатываемых радиотелеграфистом, содержащее блок памяти, вход которого связан со световым табло "задание", а выход — с блоком сравнения, другой вход которого соединен с блоком клавиатуры, выход блока сравнения
1 подсоединен к блоку учета результатов работы, связанного, в свою очередь, датчиком звуковых сигналов кода Морзе (21
Недостатком устройства является наличие жесткой обучающей программы ограниченной длины, что приводит к низкой зффективнссти процесса обучения из-за повторной отработки одной и той же программы.
Известно также адаптивное устройство для обучения навыкам работы на клавишных приборах, содержащее блок считывания, соединенный с одной из групп входов блока коммутации и схемой з..несешься, к которой подключена первая схема запрета и регистр памяти, связанный с другой группой входов блока коммутации, счетчиком импульсов и собирательной схемой, выход которой подключен к первой схеме запрета и к одному иэ входов схемы совпадений, выход которой подключен к триггеру управления, соединенному с блоком коммутации и второй схемой запрета, выход которой соедииен с лентопротяжным механизмом и счетчиком импульсов, связанным со схемой сравнения, которая подключена к первой схеме запрета, блоку
ip коммутации и табло индикации (1).
Недостатком устройств является их ограниченность в возможностях обучения, так как в их основу заложена теория проб и ошибок, малоэффективное обучение по типу "стимул — реакция", когда обязательно предполагается немедленный ответ обучаемого на каждый вновь появившийся сигнал.
Цель изобретения — повышение эффективности обучения путем расцырения класса решаемых оп устройством задач за счет предъявления обучаемому для последующего повторения последовательности знаков, имеющей любую наперед заданную длину и содержащей любое наперед заданное количество различных знаков, что позволяет организо вать процесс обучения с учетом условий и специфи555422
1 ки профессиональной деятельности радиотелегра-: фистов и формировать при этом профессионально важный навык — умение запоминать постепенно увеличивающиеся объемы информации при объектйвном контроле эа деятельностью обучаемого на всех этапах его работы.
Это достигается тем, что устройство содержит соединенные последовательно датчик случайных чисел, блок программ и шифратор, служащие для образования обучающих случайных знаковых последовательностей, имеющих любую наперед заданную длину и,содержащих любое наперед заданное количество различных знаков, причем знаковый:; состав и длина последовательности определяется заданием, вводимьы в блок программы и включенным между датчиком кода Морзе и блоком клавиатуры блока управления клавиатурой, служащего для запрещения работы на клавиатуре до окончания предъявления знаковой последовательности.
Блок — схема устройства представлена на чертеже.
Устройство содержит буферное запоминающее устройство 1, вход управления которого связан с соответствующим выходом блока управления 2„а выход— с информационным входом блока управления 2, выход предъявляемой знаковой последовательности которого соединен со входом датчика кода Морзе 3, а выход эталонной знаковой последовательности— с первым входом блока сравнения 4, ко второму входу которого подсоединен выход блока клавиатуры 5, выход сигнала ошибки блока сравнения 4 подсоединен ко .входу блока индикации 6, вход повторения предъявленной знаковой последовательности блока управления 2 к соответствующему входу блока учета результатов работы 7, а выход сигнала отсутствия ошибки блока сравнения
4 связан с входом предъявления следующей знаковой последовательности блока управления 2 и соотвегствующим входом блока учета результатов работы 7, последовательно соединенные датчик случайных чисел 8, блок программ 9 и шифратор 10, выход которого соединен с информационным входом буферного запоминающего устройства 1, и. блок управления клавиатурой 11, вход которого связан с выходом датчика кода Морзе 3, а выход— со входом блока клавиатуры 5.
Устройство работает следующим образом.
Датчик случайных чисел 8 вырабатывает сигнаi лы, соответствующие случайным числам. Эти сигналы поступают на блок программ 9, представляющий собой, например кольцевой регистр сдвига на "и" чисел и матрицу на "fl горизонтальных и "гп" вертикальных шин (в общем случае и 9 m) .
С помощью перфокарты, вкладываемой в мат. рицу блока программ 9, обеспечивается возможность как соединения, так и отключения любых п горизонтальных шин с любой m вертикальной шиной. KpoMe того, каждая mr вертикальная шина может быть соединена с Несколькими горизонтальными шипами. Вертикальные шины (m-) являются
1 рисунков он допускает ошибки. Все это позволяет создать условия обучения, достаточно близкие к
60 условиям реальной деятельности радиотелеграб
lO
1d
ЯО
И
Эб
49
50 выходом блока программ 9. Такая конструкция блока программ 9 позволяет оперативно заменять: учебные тексты и получать различные законы распределения знаков (равновероятный, преимущественньтй), а также расширить объем знакосочетаний в текстах неограниченной длины из ограниченного числа знаков.
Сигналы с выхода блока программ 9 поступают на шифратор 10, где осуществляется перевод запрограммированных знаков в код Морзе, а затем происходит их запись в буферную ЗУ 1, Буферное, ЗУ 1 постоянно удерживает серию из г знаков,. которые используются для тренировки оперативной памяти человека. Из буферного ЗУ 1 1; знак через блок управления 2 поступает на датчик кода Морзе
3 и головные телефоны. Блок управления клавиатурой 11 в это время запирает блок клавиатуры
5. После выдачи буферным ЗУ 1 через блок управления 2 и датчик кода Морзе 3 ;+и, знака блок управления клавиатурой 11 открывает блок клавиатуры 5 и одновременно I ;1знак из буферного
ЗУ 1 через блок управления 2 поступает на блок сравнения 4. На второй вход блока сравнения 4 из блока клавиатуры 5 поступает сигнал, отработанный обучаемым. Сигнал о правильном ответе обучаемого фиксируется блоком учета результатов работы 7 и подается на блок управления 2, который осуществляет выдачу из буферного ЗУ 1 следующего (8 ) знака на вход блока сравнения 4.
1+1
Если обучаемый правильно отработает всю серию знаков (f знаков), то блок управления 2 подаст команду на стирание этой серии (ранее записанной в ЗУ) и запись новой серии знаков, При ошибке обучаемого по любому 1; знаку схема сравнения 4 вырабатывает сигнал ошибки, который фиксируется блоком учета результатов. работы 7, блоком индикации б и поступает на блок управления 2. В результате будет вновь последовательно выдана на датчик кода Морзе 3 из буферного
ЗУ 1 вся серия из г . знаков, а первый знак серии будет подан на вход блока сравнения 4. Далее цикл работы устройства повторяется.
Использование датчика случайчых чисел, блока программ и шифратора для формирования обучающих последовательностей знаков позволяет предъявить обучаемому для отработки учебные тексты, максимально приближенные по своему характеру к той информации, с которой радиотелеграфист работает в реальных условиях. Наряду с этим использование блока управления клавиатурой, позволяющего принудительно изменять длину запоминаемой обучаемым перед началом отработки знаковой последовательности, способствует формированию и закреплению профессионально †важно навыка одновременного удержания радиотелеграфистом в памяти нескольких сигналов, особенно таких, по которым из — за близости их ритмических
555422
Формула изобретения
Составитель А. Савельев
Редактор Н. Радунова Техред М. Левицкая Корректор С. Шекмар
Заказ 4б5/24 Тираж 592 Подлы снос
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ио делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5
Филиал ППП "Патент". г. Ужгород, ул. Проектная,4 аристов, и следовательно, повысить эффективность обучения.
Устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее буферное запоминающее устройство, вход управления которого связан с соответствующим выходом блока управления, а выход — с jy информационным входом блока управления, выход предъявляемой знаковой последовательности которого соединен со входом датчика кода Морзе, а выход эталонной знаковой последовательности — с первым входом блока сравнения, ко второму вхо- 1и ду которого подсоединен выход блока клавиатуры, выход сигнала ошибки блока сравнения подсоеди нен ко входу блока индикации, входу повторения предъявленной знаковой последовательности блока
I управления и соответствующему входу блока учета. щ результатов работы, а выход сигнала отсутствия
:ошибки блока сравнения связан с входом предъявления следующей знаковой последовательности блока управления и соответствующим входом блока учета результатов работы, от лича ющ ее ся тем, что, с целью повышения эффективности обучения путем расширения класса решаемых устройством задач, оно содержит последовательно соеди пенные датчик случайных чисел, блок программ и шифратор, выход которого подсоединен к информационному входу буферного запоминающего устройства, и блок управлижя клавиатурой, вход которого связан с выходом датчика кода Морзе, а выход — со входом блока клавиатуры.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР 287425, М.
Кл G 09 В 7 00, 03.01.1969.
2. Авторское свидетельство СССР N 291349, М.
Кл Н 04 В 15/02, 01.06.1967.