Устройство для сборки пакета ротора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
-(1 1) 5555 14
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.06. 72 (21) 1796657/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25 04,77.Бюллетень №15 (45) Дата опубликования описания 30.05.77 (51) М, Кл, Н 02 К 15/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.04 (088.8) П, И. Бухтеев, С. В. Захаров и ll. С. Розенблюм (72) Авторы изобретения
Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ ПАКЕТА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ
1
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления роторов электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известно устройство для сборки пакета ротора и протяжки пазов, содержащее две стойки для установки ротора, гайку с шестизаходным винтом и связанную с ней оправку, в которой закреплен хвостовик протяжки(1).
Недостатком устройства является его малая производительность и большие потери в стали за счет замыкания листов, а также деформация отдельных пластин.
Известно и другое устройство для сборки пакета ротора и запрессовки вала в пакет, содержащее механизм для фиксации и ориентации пакета ротора, верхнкю и нижнюю плиты и механизм для запрессовки вала, связанньтй с приводом его возвратно-поступательного перемещения (2).
Недостаток этого устройства — его низкая производительность и механическая об- 2д работка пазов после запрессовки вала в пакет ротора.
1Лель изобретения — повышение производительности труда .
Достигается это тем, что механизм для запрессовки вала содержит дорновочные стержни, профиль и количество которых соответствуют профилю и количеству пазов ротора, а верхняя плита устройства снабжена распылителем смазки, выполненным в виде прижимного стакана с масляным резервуаром и воздушным реснвером, сообщающимися с выходными соплами.
На фиг. 1 изображено устройство для сборки пакета статора; на фиг. 2 — дано сечение
А-А на фиг. 1.
Устройство содержит верхнюю плиту 1, выполненную в виде прижимного стакана с резервуаром 2 для смазывающей жидкости и воздушным ресивером 3, которые сообщаются с выходными соплами 4 посредством плунжерных клапанов 5, связанных с втулкой 6. В верхней стенке ресивера имеется отверстие 7 для подвода воздуха. Верхняя плита 1 крепится на шпинделе 8.
На нижней плите 9 устройства установлены фиксирующие и ориентируюшие стойки 10 и направляюший стакан 11, в котором расположен механизм для запрессовки вала, содержаший ползун 12, связанный со штоком
13 привода его возвратно-поступаетльного перемешения, цангу 14 с пружиной 15 и комплект гладких дорновочных стержней 16 с заходной фаской 17, профиль и количество которых соответствуют профилю и количеству10 пазов 18 пакета ротора 19. 11орновочные стержни 16 установлены относительно цанги
14 так, чтобы вход дорновочных стержней в пазы пакета ротора опережал вход посадочной кромки вала 20 на толшину одной — двух15 пластин пакета ротора.
Устройство работает следующим образом, Вал ротора устанавливают в цангу 14, а шихтованный пакет ротора по трем фиксируюшим стойкам 10 — на верхнюю плиту устрой- о ства, причем пакет железа устанавливают гак, чтобы заусенцы от вырубки пазов пакета ротора были расположены по направлению входа дорновочных стержней 16 для облегчения входа и повышения их стойкости. Затем подводят вер хнюю плиту 1 до соприкос новения с крайним листом пакета и поджимают усилием 2-3 кг/см плошади пакета, что
2 не препятствует угловому выравниванию пластин пакета в момент ввода дорновочных @ стержней.
В момент этого поджима автоматически происходит впрыск распыленной смазки в пазы пакета из резервуара 2 за счет открытиями клапанов 5 от действия на них втулки 6, которая поднимается кверху в момент поджима пакета ротора.
Распыление смазки осуществляется воздушной эжекцией из резервуара 2, в кото- 4О ром предварительно создается избыточное давление воздуха.
Смазка уменьшает рабочее усилие при входе дорновочных стержней в пазы пакета ротора. 45
После подачи смазки приходит в движение нижний шток 13 привода и происходит одновременная запрессовка вала и дорновка пазов пакета ротора, причем обеспечивается вход дорновочных стержней 16 с опере- щ жением входа посадочной кромки вала, по крайней мере, на толшину одной — двух пластин пакета, что способствует лучшему ориентированию пластин пакета ротора перед запрессовкой их на вал. 55
Суммарное усилие запрессовки — дорновки Р =Р п + Р„ „„ непостоянно и изменяется от нуля до максимальной величины, так как увеличивается контактируемая с валом 20 и дорновочными стержнями 60
l6 площадь запрессовки — дорновки пакета ротора.
Усилие поджима верхней плиты 1 также непостоянно и увеличивается соответственно усилию запрессовки -дорновки, оставаясь при этом всегда несколько большей величиной, что обеспечивает получение плотного пакета и лучшую ориентацию пластин пакета.
В конце запрессовки вала давление в системе резко возрастает и пакет поджимается усилием, превышающим на 10-15% суммарное усилие запрессовки — дорновки, длительность процесса 2 — 3 сек.
Обычно это усилие равно 25-30 кг/см площади листа пакета и не повреждает изоляционного покрытия листов пакета.
После опрессовки пакета верхнюю плиту отводят в исходное положение и производят вытяжку дорновочных стержней из пазов пакета ротора.
Эффективность применения предложенного устройства заключается в повышении производительности труда за счет совмещения операций шихтовки, запрессовки вала и дорновки пазов пакета ротора, в возможности автоматизации те хнологич еского пр оцесса сборки роторов электрических машин, в улучшении качества изделия за счет дорновки пазов пакета ротора.
Формула изобретения
1. Устройство для сборки пакета ротора электрической машины, содержащее механизм для фиксации и ориентации пакета ротора, верхнюю и нижнюю плиты и механизм для запрессовки вала, связанный с приводом его возвратно-поступательного пер емешения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности, механизм для запрессовки вала содержит дорновочные стержни, профиль и количество которых соответствуют профилю и количеству пазов пакета ротора.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю— ш е е с я тем, что верхняя плита снабжена распылителем смазки, выполненным в виде прижимного стакана с масляным резервуаром и воздушным ресивером, сообщающимися с выходными соплами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Виноградов H. В. Производство электрических машин, М., "Энергия", 1970.
2. Гаврилов A. Н, и др. Технология авиационного электрооборудования, М., Оборонгиз, 1963, с. 324-330.
555514
Фиг. 1
Составитель Н. Морозова
Редактор E. Полионова Техред А. Богдан Корректор R. Кеслер
Заказ 471/28 Тираж 902 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4