Привод аварийной защиты ядерного реактора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПРИВОД АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА,состоящий кэ меха-. ниэма перемещения промез^точной штаН' ги с захватом, поворотной трубы механизма управления захватом, электромагнитного расцепляющего устройства, установленного междуведущим самотормозящимся и ведомым элементами механизма перемещения промежуточной штанги, и блокирующего механизма, отличающийся тем что, с целью повышения надежности производства операций перегрузки реактора, блокирующий механизм выполнен в виде кулачковой муФты, состоящей из двух полумубт и управляющей •втулки, установленных между ведомым и ведущим элементами механизма перемещения промежуточной штанги с захватом, причем одна, полумуфта установлена неподвижно на ведомом элементе, другая выполнена из двух частей с пружиной между частями и установлена на ведущем элементе подвижно в осевом направлении, управляющая втулка одним концом соединена с подвижной полумуфтой, например, шариковым замком, а другим концом ^зубцами сое- :щнена с поворотной трубой и снаб- _^ена расположенными на ее наружной ! поверхности винтовыми канавками,'s ' !которых установлены неподвижные направляющие штифты.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3c59 G 21 С 7 14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

nO PERM ИЗО 5РЕТЕ ИЙ V ОТКРЦТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2127097/25 (22) 22.04.75 (46) 15,11.84. Бюл. 9 42 (72) И.И.Жучков, Б.И.Зайцев, Е.A.Àðõèïîâ, В.И.Серебряков и В.С.Горюнов 1 (53) 621.039.56 (088,8) (54)(57) ПРИВОД ABAPHAHOA ЗМДИТЫ

ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА, состоящий иэ меха-, низма перемещения промежуточной штан ги с захватом, поворотной трубы ме ханизма управления захватом, электромагнитного расцепляющего устройства, установленного между- ведущим самотормозящимся и ведомым элементами механизма перемещения промежу- точной штанги, и блокирующего механизма, отличающийся тем что, с целью повышения надежности производства операций перегрузки ре„„SU„„555740 А актора, блокирующий механизм выполнен в виде кулачковой муфты, состоящей из двух полумубт и управляющей втулки, установленных между ведомым .и ведущим элементами механизма перемещения промежуточной штанги с захватом, причем одна полумуфта установлена неподвижно на ведомом элементе, другая выполнена из двух частей с пружиной между частями и установлена на ведущем элементе подвижно в осевом направлении, управляющая втулка одним концом соединена с подвижной полумуфтой, например, шариковым замком, а другим концом зубцами соединена с поворотной трубой и снабжена располбженными на ее наружной щ

С2 поверхности винтовыми канавками, в, которых установлены неподвижные направляющие штифты.

555740

Изобретение относится к атомной технике, преимущественно к блокирующим устройствам привода аварийной. защиты ядерных реакторов, перегрузка топлива в которых производится без разуплотнения корпуса реактора.

Известен привод ядерного реактора, состоящий иэ электродвигателей и механизмов перемещения захвата и управления захватом. Выполнение режима аварийной защиты обеспечивается обесточиванием электродвигателя механизма перемещения захвата. При этом механизм вращается под действием силы тяжести регулирующего органа.

Недостатком такого привода является громоздкость кинематической цепи, которая должна быть приведена в движение при аварийном режиме.

Известен также привод аварийной защиты ядерного реактора, содержащий механизм перемещения захвата с регулирующим органом, состоящий из промежуточной штанги с захватом, электромагнита, соединяющего промежу точную штангу с верхним подвижным стержнем, соединенным с механизмом перемещения захвата, При аварийном режиме магнит обесточивается и в активную зону перемещается только аварийный стержень и промежуточная штанга.

Цри перегрузке активной зоны беэ разрушения корпуса реактора над активной зоной .необходимо пространство для перемещения перегрузочной машины, которое загромождено штангами аварийных стержней. Аварийные стержни оставляют в активной зоне, а штанги поднимают выше верхней отметки рабочей зоны перегрузочной машины, Для исключения падения штанги в рабочее пространство перегрузочной машины известный привод аварийной защиты снабжают амортизационной пружиной и датчиками положения промежуточной штанги при перегрузке. Амортизационную пружину выбирают с учетом силы тяжести промежуточной штанги, Положение промежуточной штанги при перегрузке выбирают таким, чтобы при случайном отключении магнита промежуточная штанга пружиной удерживалась вне рабочей эоны перегрузочной машины.

О непредвиденном попадании промежуточной штанги в рабочую зону перегрузочной машины сигналиэируют датчики положения штанги при перегрузке.

Известен также привод аварийной защиты ядерного реактора, состоящий из механизма перемещения промежуточной штанги с захватом, поворотной трубы механизма управления захватом, 65 входят неподвижные направляющие1 штиф". ы 17. электромагнитного расцепляющего устройства, установленного между ведущим самотормозящимся и ведомым элементами механизма перемещения промежуточной штанги и блокирующего механизма, состоящего из автономных электродвигателя, игольчатого фиксатора и блокирующего рычага.

Недостатком известного привода яв ляется опасность повреждений в реак1О торе при производстве перегрузки топ. лива в связи со сложностью механизма блокировки, автономностью его управления и отсутствием информации о фактическом положении промежуточной

15 тяги после производства операции блокировки.

Целью изобретения является повышение надежности производства операций перегрузки реактора.

2О Это достигается тем, что блокирующий механизм выполнен в виде кулачковой муфты и управляющей втулки, установленных между ведомым и ведущим элементами механизма перемеще25 ния промежуточной штанги с захватом, причем одна полумуфта установлена неподвижно на ведомом элементе, другая, выполненная из двух частей с пружиной между ними, установЗО лена на ведущем элементе-подвижно в осевом направлении, управляющая втулка одним концом соединена с подвижной полумуфтой, например, шариковым замком, а другим концом зубцами соединена с поворотной трубкой.и снабжена расположенными на ее наружной поверхности винтовыми канавками, в которых установлены неподвижные направляющие штифты.

На чертеже схематично изображен

40 предложенный привод.

Ой содержит поворотную трубу 1 механизма управления захватом, электромагнитную муфту 2 с ведущим 3 и ведомым 4 валами механизма перемеще45 ния штанги и захватом. Вал 3 муФты 2 соединен через самотормозящееся звено 5 с электродвигателем 6 механизма перемещения штанги 7. Ведомый вал 4 через реечную передачу соединен со

5О штангой 7.

На ведомом валу неподвижно установлена кулачковая полумуфта 8, другая кулачковая полумуйта 9, выполненная иэ двух частей 10 и 11 с размещенной между ними пружиной 12, установлена на ведущем валу 3 и имеет возможность осевого перемещения. Управляющая втулка 13 связана одним концом с подвижной кулачковой полумуфтой 9 посредством шарикового зам60 ка 14, а другим концом соединена с помощью зубцов 15 с поворотной трубой 1 и имеет на наружной поверхнос-1 ти винтовые канавки 16, в которые

555740

Поворотная труба 1 вращается от электродвигателя 18 и передает вращение штоку 19, который открывает или закрывает захваты 20, соединяющие штангу 7 с.регулирующим органом 21. 5

При подготовке к перегрузке штан

ry 7 с захватами 20 опускают до упо. . ра, затем поворотом трубы 1 поворачивают шток 19, расцепляя ее со стержнем 21.

При повороте поворотной трубы 1 управляющая втулка 13, скользя винтовыми канавками 16 со штифтами 17, удаляется от поворотной трубы, причем зубцы 15 поворотной трубы скользят по впадинам втулки. Через шариковый замок 14, позволяющий соеди няемым деталям поворачиваться только одна относительно другой, переме* щение втулки 13 в осевом направле нии передается на подвижную полумуфту, состоящую из подвижных в осевом найравлении частей 10 и 11, между которыми установлена пружина 12. Подвижная часть 10 подвижной полумуфты, связанная с помощью шариковой шпонки 22 с ведущим валом 3, имеет на торце кулачки 9, которые сцепляются с кулачками 8, расположенными на торце ведомого ротора 4. Если кулачки 9 попадут во впадины между кулач- 30 ками 8, произойдет сцепление ведущего и ведомого ротора. Если зубья кулачков 9 попадут на зубья кулачков 8 подвижные части 10 и 11 полумуфты, сместятся одна относительно другой 35 в осевом направлении, сжимая пружину 12, которая прижимает подвижную часть 10 полумуфты,.а следовательно и торцы кулачков 9 к торцам кулачков 8. При смещении ведущего и ведомого.. ротора один относительно другого при подъеме штанги кулачки 9, смещаясь относительно кулачков 8, попадают во впадины между кулачками 8 и ведущий и ведомый ро-. торы также сцепляются. Блокировка штанги 7 происходит одновременно с расцеплением захватов 20 со стерж нем 21.

Таким образом, блокировка штанги происходит автоматически, так как она осуществляется при любом расцеплении со стержнем, а при любой перегрузке штанга обязательно расцепляется со стержнем, после чего поднимается над активной зоной ла необходимую величину, зависящую от конструкции реактора. Контроль эа положением штанги 7 при перегрузке осуществляется по сигналу верхнего выключателя и по вынесенному на пульт оператора указателю положения, поэтому перегрузка .не может начаться при нахождении штанги 7 в нижнем положении. . Наличие бнокировочной муфты в приводе позволяет получить информацик о положении штанги 7, упрощается схема управления перегрузкой и повышается надежность перегрузочного комплекса, так как наличие жесткой связи с самотормоэящимся звеном за счет блокировочной муфты позволяет надежно зафиксировать штангу.

Редактор С, Оркова

Техред Т.Фанта

Корректор Л. Пилипенко

Заказ 8935/2 Тираж 413 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, Ул. Проектная 4