Способ восстановления деталей типа тел вращения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

САНИЕ п1 55602

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕтекия

К ABTGPCNGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 18.08.75 (21) 2170533/27 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл.2 В 23Р 7/00

В 24В 39/00

Государственный комитет (23) Приоритет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.923.77 (088.8) Опубликовано 30.04.77. Бюллетень ¹ 16

Дата опубликования описания 10.05.77 (72) Авторы изобретения

М. П. Мелков, А. Н. Щвецов и В. С. Балакирев (71) Заявитель Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В. В. Куйбышева (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ТЕЛ

ВРАЩЕНИЯ

Изобретение относится к области восстановления деталей машин, в частности с применением осталивания, и может быть использовано для восстановления деталей автомобилей и дорожных машин типа тел вращения как в заводских условиях, так и в ремонтных мастерских.

Известны способы восстановления деталей машин в ремонтном производстве путем твердого осталивания, но широкое применение этого способа сдерживается понижением прочностных характеристик. На машиностроительных предприятиях для улучшения механических характеристик поверхностного слоя де-. талей применяют выглаживание как отделочно-упрочняющую обработку деталей, изготовленных из конструкционных легированных сталей, чугунов, цветных металлов. Выглаживание является одним из способов обработки поверхности пластическим ее деформированием с помощью скользящего по ней инструмента-выглаживателя (1).

Однако алмазное выглаживание при восстановлении деталей твердым электролитическим железом для «залечивания» трещин, образованных при электроосаждении, до сих пор не применялось.

Режимы, используемые при алмазном выглаживании в машиностроении для повышения твердости и чистоты обрабатываемой поверхности, не применимы для «залечивания» трещин на деталях, восстановленных твердым электролитическим железом.

Наиболее близким к изобретению по техни5 ческой сущности является способ восстановления деталей, при котором после осталивания для обеспечения исправления геометрической формы и достижения заданной чертежом шероховатости применяют шлифование (2).

10 Оптимальными режимами шлифования твердого электролитического железа (ТЭЖ) с применением смазочно-охлаждающей жидкости являются 1=0,005; So=0,21; К„=1560;

U„;„— = 35;

15 где t — глубина шлифования, мм, 5, — продольная подача на один оборот, мм/об, U„„— скорость изделия, м/сек, 1 „— скорость круга, м/сек.

20 Однако шлифование не обеспечивает создания в поверхностных слоях деталей напряжения сжатия и тем самым не влияет на «залечивание» трещин. Кроме того, чем выше класс требуемой шероховатости поверхности, тем

25 труднее с экономической точки зрения достигнуть требуемого результата.

Целью изобретения является повышение качества восстановления деталей.

Эта цель достигается тем, что после шлп30 фования с применением смазочно-охлаждаю556022

Формула изобретения

Составитель М. Мигачева

Техред М. Семенов

Корректор 3. Тарасова

Редактор Н. Ваничева

Заказ 981/19 Изд. ¹ 375 Тираж 1204 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 щей жидкости (СОЕК) производят алмазное выглажив ание восстанавливаемых поверхностей, которое осуществляют при малых подачах, в пределах 0,2 — 0,05 мм/об.

Этот способ применительно к деталям, восстановленным ТЭЖ, позволяет уменьшить шероховатость обработанной поверхности, повысить твердость поверхностного слоя и создать в нем напряжение сжатия.

Упрочнение деталей, восстановленных ТЭЖ, поверхностным пластическим деформированием является эффективным средством не только повышения их общей прочности, но и снижения скорости роста трещин. Остаточные напряжения сжатия, возникающие в IIQверхностной зоне детали при алмазном выглаживании, оказывают существенное влияние на закономерности развития трещин. Происходит значительное увеличение периода живучести детали за счет более медленного роста трещин как по периферии, так и по глубине упрочненного слоя.

Предлагаемый способ заключается в следующем.

В процессе восстановления деталь осталивают. Для исправления геометрической формы и достижения заданного чертежом размера деталь шлифуют с применением смазывающеохлаждающей жидкости, а затем проводят алмазное выглаживание на малых подачах в пределах 0,02 — 0,05 мм/об, при которых усилие выглаживания не превышает 25 — 30 кгс.

При осуществлении предлагаемого способа выглаживание выполняют на токарно-винторезном станке модели 1К62 (нормальной точности). С целью уменьшения на станке ряда

А 42 А подач гитару — = — заменили гитарой — =

В 50 В

42

= — (простым поворотом блока 50/97) в ре97 зультате чего этот ряд подач уменьшился в

1,94 раза.

Алмазное выглаживание осуществляют на малых подачах в пределах 0,02 — 0,05 мм/об и производят за один проход. Усилие выглаживания принимают не более 25 — 30 кгс, так как при увеличении усилия выглаживания свыше 35 кгс происходит отслаивание осталенного слоя от основы. Скорость выглаживания лежит в пределах 80 — 100 м/мин и может быть ограничена из-за малой устойчивости

5 системы СПИД или биения детали. В качестве СОЕК применяют масло «Индустриальное-20».

Технологический процесс осталивания осуществляли общепринятым способом.

10 Состав электролита для осталивания: 330—

360 г/л FeC1 4Н О; 2 — 2,5 г/л НС1 при 75 С.

Использование алмазного выглаживания для деталей, восстановленных твердым осталиванием, позволяет получить экономический

15 эффект за счет повышения качества обрабатываемой поверхности, поскольку помимо шероховатости обрабатываемой поверхности, повышения микротвердости происходит «залечивание» устья трещин за счет поверхностной

20 пластической деформации. Образовавшиеся внутренние напряжения сжатия в значительной мере снижают скорость роста трещин. В поверхностных слоях в процессе механической обработки получают типографию поверхности, 25 присущую вторичным структурам, образованным в узлах трения в процессе эксплуатации машин.

39 Способ восстановления деталей типа тел вращения, состоящий из операций твердого осталивания и последующего шлифования с применением смазочно-охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что, с целью по35 вышения качества восстановления деталей, после шлифования производят алмазное выглаживание восстанавливаемых поверхностей, которое осуществляют при малых подачах в пределах 0,02 — 0,05 мм/об.

40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Швецов А. Н. Особенности шлифования деталей, восстановленных твердым электролитическим железом. — «Автомобильный транс45 порт», 1974, № 7, с. 36, 37.

2. Торбило В. М. Алмазное выглаживание.

М., «Машиностроение», 1972, с. 4, 41.