Устройство для повышения изломной прочности зубьев колес пластическим деформированием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПИ

ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИ

Союз Советскнх

Соцналнстнческнх

Реслублик (61) Дополнительное к авт. с (22) Заявлено 19,03.74 (21) 2 с присоединением заявки (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.77. Бюлл

Дата опубликования описани

Государственный комнтет

Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения Г. А. Журавлев, А. В. Тер-Минасьян, 3. М. Чилевич и В. Л. Акопян (71) Заявитель Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫ1ИЕНИЯ ИЗЛОМНОЙ ПРОЧНОСТИ

ЗУБЬЕВ КОЛЕС ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ

Изобретение относится к области металлообработки, а именно к чистовой обработке зубчатых колес методом пластического деформирования.

Известны устройства для повышения изгибной прочности зубьев зубчатых колес пластической деформацией изгибом в направлении основной рабочей нагрузки. Упрочнение зубьев колеса осуществляется посредством углового перемещения механизма упрочнения относительно оси упрочняемого колеса.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату являются устройства для фиксации зубчатых колес, состоящие из жестко связанного фиксатора с кулачком, причем смещение фиксатора происходит до тех пор, пока положение фиксатора не придет в соответствие с положением впадины фиксируемого колеса.

Однако эти устройства не могут быть использованы для упрочнения зубьев колес объемной пластической деформацией (изгибом), так как фиксирование колеса должно происходить после его поворота на целое число шагов, и механизм крепления должен осуществлять доворот колеса. Кроме того, такой механизм крепления не в состоянии воспринимать крутящий момент, соответствующий технологической нагрузке, необходимой для пластической деформации упрочняемых зубьев.

Целью изобретения является расширение номенклатуры обрабатываемых колес.

Это достигается тем, что механизм крепления выполнен в виде поворотного кольца с направляющими пазами, в которых установлены с возможностью радиального перемещения фиксаторы.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство с частичным изображением верхней пли10 ты; на фнг. 2 — устройство в аксонометрии; на фиг. 3 — механизм упрочнения с гидроприводом и частью механизма крепления; на фиг. 4 — механизм крепления упрочняемого колеса и его гндропривод; на фиг. 5 — детали

15 механизма крепления в аксонометрии.

Предлагаемое устройство состоит из механизма упрочнения 1, механизма крепления 2, приводов к ним 3, 4, а также механизма поворота 5, которые заключены между верхней

20 6 и нингней 7 (см. фиг. 2) опорными плитами.

Плиты 6 и 7 соединены между собой и со станиной 8 посредством распоров 9, Механизм крепления 2 упрочняемого колеса (см. фиг. 1, 4, 5) содержит поворотное

25 кольцо 10 с направляющими пазами 11, упоры 12 и фиксаторы 13 со штырями 14. Упоры

12 имеют выступы на своей верхней плоскости и смонтированы на нижней опорной плите 7. Своими боковыми гранями упоры 12 об30 разуют направляющие, в которых располагаются фиксаторы 13. Поворотное кольцо 10 на556028 сажено на поверхность, образованную высту1тами на верхней плоскости упоров 12. В направляющие пазы 11 поворотного кольца 10 входят штыри 14 фиксаторов 13. Механизм крепления приводится в действие приводом

4, например гидроцилиндром, шарнирно соединенным с опорными плитами 6 и 7 поворотным кольцом 10.

В процессе работы устройства поворотное кольцо 10 под действием привода 4 поворачивается на некоторый угол вокруг оси упрочняемого колеса. При этом боковые поверхности направляющих пазов 11 воздействуют на штыри 14 фиксаторов 13, заставляя фиксаторы 13 перемещаться между упорами

12 в радиальном направлении по отношению к оси упрочняемого колеса. В результате этого перемещения фиксаторы 13 своими концами попадают во впадины, образуемые зубьями упрочняемого колеса, упираются в дно впадин и надежно фиксируют колесо в нужном положении.

После закрепления обрабатываемого колеса включается привод 3 механизма упрочнения 1. Под воздействием привода 3 нагружатель 15 поворачивается вокруг оси 16. Выступ на рабочей поверхности нагружателя 15 входит в контакт с упрочняемым зубом зубчатого колеса и производит упрочнение методом пластической деформации материала зуба в опасном сечении. Затем привод 3 механизма упрочнения 1 переключается на обратное движение, и выступ на рабочей поверхности нагружателя 15 выводится из контакта с зубом обрабатываемого колеса. Величина деформации зуба определяется углом поворота нагружателя 15. Изгибающий момент, создаваемый нагружателем 15 на зубе обрабатываемого колеса, воспринимается фиксаторами 13 и через них передается на упоры 12

5 и далее на опорные плиты 6 и 7.

После того как нагружатель 15 механизма упрочнения 1 занял исходное положение, привод 4 механизма крепления 2 переключается на обратное движение, вследствие чего

1О поворотное кольцо 10 перемещается в обратную сторону. Одновременно поворотное кольцо 10 перемещает штыри 14 фиксаторов 13.

Фиксаторы 13 выдвигаются из впадин обрабатываемого колеса, и колесо расфиксируетБ ся.

Применение предлагаемого устройства позволит автоматизировать процесс упрочнения зубьев зубчатого колеса, повысить технологичность процесса упрочнения, расширить но20 менклатуру обрабатываемых зубчатых колес и значительно снизить трудоемкость процесса упрочнения.

Формула изобретения

Устройство для повышения изломной прочности зубьев колес пластическим деформированием, содержащее механизм крепления упрочпяемого колеса с расположенными в нем

ЗЭ фиксаторами, механизм упрочнения и гидропривод к нему, отличающееся тем, что, с целью расширения номенклатуры обрабатываемых колес, механизм крепления выполнен в виде поворотного кольца с направляющими

35 пазами, в которых установлены с возможностью радиального перемещения фиксаторы.