Подшипниковый узел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п11556258

Сове Соеетскик социалистических

Ресеублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.05.75 (21) 2139043/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.77. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 12.05,77 (51) M. Кл.з F 16С 39/02

Госудерственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК Л 62-229 331 (088.8) (72) Авторы изобре1 ения

Ш. У. Батырев, И. Л. Меерсон и М. В. Рыбальченко (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫИ УЗЕЛ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах для устранения проскальзывания при любом направлении и любой величине нагрузки.

Известен подшипниковый узел с двумя шарикоподшипниками, в котором распределение осевого усилия между подшипниками обеспечивается регулировочными кольцами (1).

Однако такое выполнение узла обеспечива- 10 ет перераспределение осевого усилия между подшипниками из-за неодинакового температурного расширения его деталей. Отсутствие осевого усилия в подшипнике или малая его величина приводит к проскальзыванию в под- 15 шипнике.

Известен и другой подшипниковый узел, содержащий последовательно установленные в корпусе два шарикоподшипника, внутренние кольца которых жестко смонтированы на ва- 20 лу и наружное кольцо одного из них выполнено плавающим, а другого — жестко смонтировано в корпусе, при этом упругий элемент установлен между наружными кольцами (2).

Данный узел является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Однако при воздействии на такой узел осевого усилия, равного усилию предварительно- 30

ro натяга, один из подшипников освобождается от осевой нагрузки.

Радиальную нагрузку этот подшипник в это время не воспринимает, так как она передается через второй подшипник, нагруженный осевой нагрузкой и являющийся поэтому более жестким.

Отсутствие осевого и радиального усилия в подшипнике приводит к проскальзыванию в нем.

Целью изобретения является устранение проскальзывания в подшипниках и повышение долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что корпус подшипникового узла выполнен с внутренним кольцевым выступом, расположенным между наружными кольцами шарикоподшипников и зажимающим с крышкой наружное кольцо подшипника, а упругий элемент размещен между плавающим кольцом и выступом.

На чертеже изображен подшипниковый узел в разрезе.

Подшипниковый узел состоит из корпуса 1 с внутренним кольцевым выступом 2, крышкой 3 и двух шарикоподшипников 4 и 5, внутренние кольца которых жестко закреплены гайкой 6 на валу 7 через промежуточное кольцо 8. Наружное кольцо подшипника 5 жестко зажато между выступом и крышкой. а на556258

Составитель В. Хохлов

Техред Л. Брахнина

Корректор Л. Котова

Редактор С. Макогон

Заказ 997/7 Изд. ¹ 405 Тираж 1!51 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР. по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж,-35, Раугнская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ружное кольцо подшипника 4 выполнено плавающим, и между выступом и кольцом размещен упругий элемент 9.

При любом направлении осевого усилия и любой его величине, кроме случая, когда осе-. вое усилие по стрелке А равно предварительному натягу, подшипники воспринимают осевое усилие, исключающее проскальзывание.

В случае, когда осевое усилие равно предварительному натягу, подшипник 5 осевой нагрузки не несет, а воспринимает всю радиальную нагрузку, что исключает проскальзывание в нем.

Эффективность подшипникового узла заключается в том, что он позволяет устранить проскальзывания подшипников при любом направлении и любой величине осевого усилия, в результате чего повышается и долговечность узла.

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий последовательно установленные в корпусе по мень4 шей мере два шарикоподшипника, внутренние кольца которых жестко смонтированы на валу и наружное кольцо одного из них выполне— но плавающим, а другого — жестко смонтиро5 вано в корпусе, а также упругий элемент и подшипниковую крышку, отличающийся тем, что, с целью устранения проскальзывания в подшипниках и повышения долговечности, корпус выполнен с внутренним кольце-.

10 вым выступом, расположенным между наружными кольцами шарикоподшипников и зажимающим с крышкой жестко смонтированное наружное кольцо подшипника, а упругий элемент размещен между плавающим наруж15 ным кольцом и выступом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. М., «Машиностроение», 20 1969, с. 468.

2. Орлов Г. И. Основы конструирования.

М., «Машиностроение», 1972, рис. 479 а, с. 455 — 456 (прототип),