Муфта-тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0щ 556268

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.12.74 (21) 2088899/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.77. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 11.07.77 (51) М. Кл. F 169 67/04

Государственный комете

Совета Министров СССР ов делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.52 (088.8) (72) Автор изобретения

М. И. Шиянов

Экспериментальный научно-исследовательский институт кузнечно-прессового машиностроения (71) Заявитель (54) МУФТА-ТОРМОЗ

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна муфта-тормоз, содержащая маховик и соединенный с ним цилиндр, поршень, воздухоподводящую головку, несущий фрикционные элементы муфты и тормоза ведомый диск муфты, ступица которого соединена с валом, и механизма блокировки муфты с тормозом. Механизм блокировки выполнен в виде связанного с поршнем посредством подпружиненных шпилек диска, соединенного с воздухоподводящей головкой и обхватывающего своей ступицей свободное кольцо подшипника, смонтированного на ступице ведомого вала.

Данная муфта-тормоз является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Однако указанная муфта-тормоз имеет сравнительно большой момент инерции ведомых масс, что отрицательно сказывается на сроке службы фрикционных элементов. Кроме того, данное конструктивное исполнение не обеспечивает плавность включения муфтытормоза.

Целью изобретения является уменьшение момента инерции ведомых масс для повышения срока службы муфты-тормоза.

Это достигается тем, что ведомый диск муфты выполнен составным в виде нескольких равномерно по окружности расположенных зубчатых колес, входящих в зацепление с имеющимися на ступице наружными зубьями и подвижно в осевом направлении установленных на пальцах, которыми снабжен один из ведущих элементов упомянутого опорного диска-крышки, смонтированных с возможностью вращения вокруг своей оси, причем ступица ведомого диска муфты жестко соединена с нажимным диском тормоза.

10 Муфта-тормоз показана на чертеже.

Муфта-тормоз содержит пневмофрикционную муфту, состоящую из ведущего элемента, например маховика 1, опорного диска-крышки 2, пневмоцилиндра 3, поршня 4, ведомого

15 вала 5, на котором закреплена зубчатая ступица б, несущая ведомый диск, выполненный составным в виде равномерно по окружности расположенных зубчатых колес 7 (в данном случае 3) с фрикционными накладками 8.

20 Зубчатые колеса 7 подвижно в осевом направлении установлены на пальцах 9, которыми снабжен один из ведущих элементов муфты, например опорный диск-крышка 2 и входят в зацепление с наружными зубьями сту25 пицы б.

Опорный диск-крышка 2 с помощью, например, шпилек 10 жестко соединен с пневмоцилиндром 3.

Фрикционный тормоз состоит из неподвиж30 ного упорного диска 11, установленного, на556268

35

55 пример, на разгрузочной втулке 12 маховика

1, HG?KHMHQIO диска 13 с фрикционными элементами, жестко соединенного со ступицей 6, и тормозных пружин 14.

Нажимной диск 13 тормоза через подшипник блокировки 15, установленный на ступице 6, корпус подшипника блокировки 16, пальцы 17 и пластину 18, которая болтами закреплена на корпусе 16, соединен с подвижным в осевом направлении поршнем 4.

Регулировка тормозных пружин 14 осуществляется стаканами 19.

Работа муфты-тормоза осуществляется следующим образом.

При отсутствии воздуха в пневмоцилиндре

3 муфты тормоз находится во включенном положении, а маховик 1 и ведущие элементы находятся в постоянном вращательном движении.

Зубчатые колеса 7 также постоянно вращаются с ведущими элементами муфты, так как они установлены на пальцах 9, закрепленных в ведущих элементах муфты. Кроме того, зубчатые колеса 7, вращаясь вокруг оси маховика 1 обкатываются вокруг зубчатой ступицы

6 и совершают вращательное движение вокруг своих осей с числом оборотов, соответствующим передаточному отношению между ступицей 6 и зубчатыми колесами 7.

При подаче сжатого воздуха из сети в пневмоцилиндр 3 поршень 4, перемещаясь в осевом направлении, преодолевая усилие тормозных пружин 14 через пальцы 17, подшипник блокировки 15 и ступицу 6, отводит нажимной диск 13 тормоза, и происходит выключение тормоза.

При дальнейшем движении поршень 4 перемещает подвижные в осевом направлении зубчатые колеса 7 с фрикционными накладками 8. Как только произойдет выключение тормоза, зубчатые колеса 7, через ступицу 6 передадут вращение на ведомый вал 5, и начнется его плавное включение.

При дальнейшем перемещении поршень 4, перемещая колеса 7 прижимает их к опорному диску-крышке 2. В момент перемещения колес 7 происходит их торможение и они постепенно (по мере перемещения) прекращают вращение вокруг своих осей, но, продолжая вращаться вокруг оси маховика 1, соответственно осуществляют разгон ведомых элементов муфты-тормоза. Происходит включение муфты. При этом крутящий момент через зубья колес 7 и ступицу 6 передается ведомому валу 5 муфты-тормоза.

При сбросе воздуха из пневмоцилиндра, усилием тормозных пружин 14 поршень 4 перемещается в обратном направлении, освобождая зубчатые колеса 7, происходит выключение муфты, и нажимной диск 13 тормоза прижимается к упорному диску 11, осуществляется торможение вала муфты-тормоза.

При выключенной муфте-тормоза зубчатые колеса 7 снова приобретают вращение вокруг своей оси, обкатываясь по ступице 6, и продолжают вращаться вокруг оси маховика 1 совместно с ведущими элементами муфты. Количество зубчатых колес 7 может быть различное.

Таким образом, вследствие постоянного вращения зубчатых колес 7 вокруг оси вала муфты-тормоза момент инерции ведомых масс муфты-тормоза значительно уменьшается, так как в момент включения необходимо разогнать только ступицу 6 и нажимной диск 13.

В результате уменьшения момента инерции уменьшается работа трения и следовательно износ фрикционных элементов, Кроме того, данное конструктивное исполнение муфты-тормоза обеспечивает более плавное включение ведомого вала муфты, что способствует увеличению надежности и долговечности деталей привода машины.

По мере износа фрикционных элементов муфты регулировка осуществляется прокладками 20, расположенными в опорном дискекрышке 2 на шпильках 10, а тормоза прокладками 21, расположенными в корпусе подшипника блокировки 16 на пальцах 17.

Формула изобретения

Муфта-тормоз, содержащая ведущий элемент, например маховик, жестко соединенный с ним опорный диск-крышку муфты, пневмоцилиндр, поршень, ведомый вал, на котором закреплена ступица, несущая ведомый диск муфты с фрикционными накладками, нажимной, фрикционный и упорный диски тормоза, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения момента инерции ведомых масс для повышения срока ее службы, ведомый диск муфты выполнен составным в виде нескольких равномерно по окружности расположенных зубчатых колес, входящих в зацепление с имеющимися на ступице наружными зубьями .и подвижно в осевом направлении установленных на пальцах, которыми снабжен один из ведущих элементов, например упомянутый опорный диск-крышка, смонтированных с возможностью вращения вокруг своей оси, причем ступица ведомого диска муфты жестко соединена с нажимным диском тормоза.

556268

Составитель Г. Абрамова

Техред Л. Брахнина

Редактор И. Астафьева

Корректор Е. Хмелева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1529/3 Изд, Мз 517 Тираж 1151 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5