Свободно-подвижная опора трубопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И -C А Н И Е 1.11556273
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Сова Советск»х т".ацналнстнческнх
Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 15.02,72 (21) 1745819/08 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 30.04.77. Бюллетень ¹ 16
Дата опубликования описания 12.05.77 (51) М Кл F 161 3/18
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.643.002.2 (088.8) по делам изобретении н открытий (72) Авторы изобретения
А. С. Апарцев, Л. Ф. Вознесенский, И. М. Горелик, А. А. Зеленков, М. П. Золотарев, С. О. Конторович, В. А. Кортунов, Д. А. Коршунов, Л. А, Моргулис и В. И. Скуцкий
Научно-исследовательский институт строительных конструкций, Государственный институт по проектированию магистральных трубопроводов и специального строительства и Государственный союзный трест Производственно-экспериментальных работ (71) Заявители (54) СВОБОДНО ПОДВИЖНАЯ ОПОРА ТРУБОПРОВОДА
Настоящее изобретение относится к области строительства и может быть применено при прокладке надземным способом магистральных трубопроводов, а также во всех тех случаях, когда необходимо обеспечить максимальную свободу перемещений и поворотов нуждающемуся в опорах протяженному цилиндрическому телу.
Известны свободно подвижные опоры трубопроводов.
Одна из них включает основание с поперечными направляющими и опирающиеся на них посредством катков горизонтальные оси в несущих втулках, соединенных между собой связью, с размещенными на несущих втулках катковыми опорными элементами трубопровода. Однако из-за большого числа элементов вращения, в том числе подшипников качения, известная опора достаточно сложна по конструкции и неэкономична.
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является свободно подвижная опора, включающая продольную и поперечную направляющие, из которых первая закреплена на трубопроводе, а вторая — на основании, и размещенные между ними опорный элемент и верхний и нижний антифрикционные слои.
Однако пз-за того, что продольная направляющая прикреплена к трубопроводу посредством вспомогательного элемента, а антифрикционные слои взаимодействуют с окружа5 ющей средой, трубопровод не имеет возможности осевых поворотов для компенсации сложно направленных температурных деформаций и его перемещениям препятствуют образующиеся на антифрикционных слоях наро10 сты от пыли и продуктов износа и наледи, в результате чего эксплуатационные свойства известной опоры ограничены.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных свойств свободно подвиж15 ной опоры труоопровода, для чего опорный элемент выполнен в виде каретки и связанных с ней верхней и нижней изогнутых поверхностей, которые обращены вогнутостями навстречу одна другой и оси которых перпендику20 лярны, причем верхняя изогнутая поверхность соединена с кареткой посредством шарнирной связи, а продольная и поперечная направляющие выполнены в виде концентрически изогнутых поверхностей, соответствующих по25 верхностям опорного элемента, причем продольная направляющая охватывает трубопровод. Кроме того, верхняя изогнутая поверхность опорного элемента образована парой
556273
t) 10
20 симметрично расположенных пластин, а ее шарнирная связь с кареткой образована несущими эти пластины поворотными элементами с тремя степенями свободы, например шарами или радиально установленными упругими цилиндрами, причем продольная ось симметрии каждой из пластин верхней изогнутой поверхности опорного элемента находится в радиальной плоскости трубопровода, образующей с его вертикальной плоскостью угол 30 . 1 акже антифрикционные слои выполнены в виде вкладышей, например, из фторопласта-4, а рабочие поверхности направляющих имеют антнкоррозийное покрытие, например, из нержавеющей стали, причем антифрикционные слои имеют ограничивающие их защитные манжеты и скребки.
На фиг. 1 изображена опора, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — антифрикционные слои опоры.
Свободно подвижная опора трубопровода включает продольную 1 и поперечную 2 направляющие, из которых первая закреплена на трубопроводе 3, а вторая — на основании
4, и размещенный между ними опорный элемент 5 и верхний (не показан) и нижний 6 антифрикционные слои. Опорный элемент 5 выполнен в виде каретки и связанных с ней верхней 7 и нижней 8 концентрически изогнутых поверхностей, которые обращены вогнутостями навстречу одна другой и оси которых перпендикулярны. При этом верхняя изогнутая поверхность 7 образована парой симметрично относительно оси трубопровода 3 расположенных пластин и соединена с кареткой посредством шарнирной связи 9, образованной несущими эти пластины поворотными элементами с тремя степенями свободы, например шарами или радиально установленными упругими цилиндрами. Продольная 1 и поперечная 2 направляющие выполнены в виде концентрически изогнутых поверхностей, соответствующих поверхностям 7 и 8 опорного элемента 5, причем продольная направляющая 1 также разделена на два отрезка, охватывающих трубопровод 3. Продольная ось симметрии каждой из пластин верхней изогнутой поверхности 7 опорного элемента 5 и каждого из отрезков продольной направляющей 1 находятся в радиальной плоскости трубопровода, образующей с его вертикальной плоскостью угол 30, что является оптимальным с позиции уменьшения кольцевых напряжений в сечении трубопровода.
Антифрикционные слои выполнены в виде вкладышей 10, например, из фторопласта-4, а рабочие поверхности направляющих 1 и 2 имеют антикоррозийное покрытие 11, например, из нержавеющей стали. Лнтифрикционные слои имеют ограничивающие их пыле-защитные манжеты 12 и подпружиненные скребки 13 для срезания наростов ржавчины, грязи и наледи.
Работает опора следующим образом.
4
Под действием температурных перепадов окружающей среды трубопровод имеет возможность компенсирующих перемещений как и продольном направлении — по верхнему акпиррикционному слою, нанесенному на пластины верхней концентрически изогнутой поверхности опорного элемента 5, так и в поперечном направлении — по антифрикционному слою б поперечной направляющей 2 (совместно с опорным элементом 5). При этом трубопровод имеет возможность также продольных и поперечных наклонов и поворотов в плане благодаря присутствию шарнирной связи 9 с тремя степенями свободы, а также осевых поворотов по поверхности верхнего антифрикционного слоя.
Формула изобретения
1. Свободно подвижная опора трубопровода, включающая продольную и поперечную направляющие, из которых первая закреплена на трубопроводе, а вторая — на основании, и размещенные между ними опорный элемент и верхний и нижний антифрикционные слои, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных свойств опоры, опорный элемент выполнен в виде каретки и связанных с ней верхней и нижней концентрически изогнутых поверхностей, которые обращены вогнутостями навстречу одна другои, и оси которых перпендикулярны, причем верхняя изогнутая поверхность соединена с кареткой посредством шарнирной связи, а продольная и поперечная направляющие выполнены в виде концентрически изогнутых поверхностей, соответствующих поверхностям опорного элемента, причем продольная направляющая охватывает трубопровод.
2. Опора по и. 1, отлич ающаяся тем, что верхняя изогнутая поверхность опорного элемента образована парой симметрично относительно оси трубопровода расположенных пластин, а ее шарнирная связь с кареткой образована несущими эти пластины поворотными элементами с тремя степенями свободы, например шарами или радиально установленными упругими цилиндрами.
3. Опора по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что продольная ось симметрии каждой из пластин верхней изогнутой поверхности опорного элемента находятся в радиальной плоскости трубопровода, образующей с его вертикальной плоскостью угол 30 .
4. Опора по п. 1, отличающаяся тем, -no антифрикционные слои выполнены в виде вкладышей, например, из фторопласта-4, а рабочие поверхности направляющих имеют антикоррозийное покрытие, например, из нержавеющей стали.
5. Опора по и. 1, отличающаяся тем, что антифрикционные слои имеют ограничивающие их защитные манжеты и скребки.
556273
1г
Составитель Ю. Дудоладов
Текред И. Позияковская
Редактор Т. Ларина
Корректор H. Аук
Заказ 997/!7 Изд. ¹ 405 Тираж 115! Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2