Устройство для измерения направления равнодействующей сил инерции и тяжести
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<п1 556386
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтсних
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.08.75 (21) 2167704/10 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.04.77. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 13.05,77 (51) М. Кл G 01Р 15/12
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УД1 531.768(088 8) (72) Авторы изобретения
А. Б. Бобышев и В. С. Гусев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ
РАВНОДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛ ИНЕРЦИИ И ТЯ)КЕСТИ
Изобретение относится к области приборостроения и может быть применено в топливоизмерительных и навигационных системах летательных аппаратов.
В настоящее время для создания на вигационных устройств, в которых необходимо учитывать силы инерции и ускорение земляного тяготения, наиболее широко используются гироскопические и инерционные системы (1, 2).
ИзвестHbI также услрой ства для измерения направления равнодействующей сил инерции и тяжести для коррекции измерительной информации о запасе топлива в баках летательных аппаратов (3).
Известные устройства содержат жидкостный датчик пе|ремещения и измерительную схему, состоящую из формирователя опорных напряжений, узла уравновешивания и источника переменното тока, Датчик имеет камеры, заполненные на половину объема рабочей жидкостью, и измерительные электроды.
Недостатком известных устройств является нестабильность показаний во времени и при изменениях окружающей тем перату ры из-за изменения электрических свойств рабочей жидкости.
Цель изобретения — повышение точности измерения дри .работе в широком интер вале температур окружающей среды и сохранение заданной погрешности измерения в течение длительного срока службы. При этом могут быть снижены требования к химической и1нертности материалов деталей и к стабильности электрических свойств рабочей жидко5 сти.
Это достигается тем, что в жидкостный датчик дополнительно введены д|ва электрода, полностью попруженных в жидкость, и управляемый источник на пряжения, входы которого связаны с источником переменного тока и узлом уравновешивания, а выходы — с первым дополнительным элек11родом и через конденсатор с узлом уравновешивания и вторым дополнительным электродом.
Сущность изобретения и его принцин действия поясняется функциональной схемой, представленной на чертеже.
Устройство для измерения направления раанодействующей сил инерции и тяжести содержит жидкостный датчик 1, частично попруженные в рабочую жидкость измерительные пары электродов 2, 3 и 4, 5, полностью погруженные в рабочую жидкость измерительные электроды 6 и 7, источник 8 переменного тока, формирователь 9 опорных напряжений, управляемый парафазный источник 10 напряжения, конденсатор I l, узел 12 у равновеш|квания и индикатор 13.
Измерительные электроды 2 — 5, 6 и 7 и зо конденсатор 11 (компенсирующий начальную, 556386
«сухую», емкость подпружиненных электродов
6 и 7) образуют восьмиплечий мост, разбаланс которого происходит при изменении импеданса плеч, образованных па рами электродов 2, 3 и 4, 5, а его уравновешивание достигается изменейием напряжения в плечах 3 и
4 уп ра вляемого источника напряжения.
Устройство, работает следующим образом.
При действии ускорения и (или) эволюциях летательного а ппарата рабочая жидкость, выполняющая |роль инерционной массы, перемещается, заполняя одну и освобождая другую камеры жидкостного датчика перемещений.
Уровни погружения определяют импедансы частичного погружения пар электродов 2, 3 и
4, 5, что, в свою очередь, характеризует степень разбаланса моста. Компенсация разбаланса моста осуществляется цепью обратной связи, состоящей из измерительных элект родов 6, 7, конденсатора 11, управляемого парафазного источника напряжения и узла уравновеши вания.
Узел у рав новешивания на выходе формирует напряжение, синфаэное источнику переменного тока. Это напряжение, воздействуя на основной вход парафазного управляемого источника напряжения, устанавли|вает на его выходах напряжения таких величин, при которых токи, протекающие через электроды б, 7 и ко нденсатор 11,,компенсируют сигнал рассогласования измерительного моста.
При нуле вом значении сигнала рассогласования напряжение на выходе узла уравновешивания,прямо пропорционально разности погружения частично погруженных naacp измеритель1ных электродов. Это напряже|ние является выходным сигналом, так как оно имеет функциональную связь с углом отклонения равнодействующей сил инерции и тяжести от вертикальной оси жидкостного датчика. Это напряжение подается на выход устройства и
5 используется в качестве переменной величины для коррекции схем топливоизмерительных и навигационных систем, а также управляет индикатором.
Формула изобретения
Устройство для измерения направления равнодействующей сил инерции и тяжести, содержащее жидкостный датчик перемещения с двумя парами частично погруженных в жидкость измерительных электродов, форми рователь опорных напряжений, узел уравновешивания и источник переменного тока, отл ич а ющееся тем, что, с целью, компенсации изменения электрических свойств жидкости, в устройство,дополнительно введены пара измерительных электродов, полностью погруженных в жидкость датчика перемещения, и управляемый источник напряжения, первый вход которого подключен к источнику перед менного тока, второй вход — к выходу узла уравновешивания, первый выход соединен с первым из дополнительных электродов, а второй выход через конденсатор соединен с входом узла уравновешивания и,с вторым,дополнительным электродом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Селезне в В. П. Навигационные устройства, М., 1974, с. 32 — 34.
2. Лвт. св. Х 504154, кл. G 08Р 15/08, 1974.
3. Патент СШЛ Ко 2662956, кл. 73-516ХР, 1953 (прототип).
55G386
Составитель Е. Швецов
Техоед О. Тврина
Корректор Н Аук
Редактор А. Осочннков
Типотрафия, пр. Сапмнова, 2
Заказ 991/!7 Изд. М 402 Тираж 1106 - 11одиисиос
LIH II ITIII Государственного комитета Совета Министроз СССР
II0 делам изобретений и отнргятий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб.. д. 4 5