Автотракторная система электропитания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

п1 556549

Ф, ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Юо оа ьоветских

Сс:1иаоистически»

F :оуолии (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.05.75 (21) 2131743/07 с присосдпнением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.77. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 23.05.77 (51) М. Кл.2 Н 02Р 9/30

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621,313.12 (088.8) по дела i изобретений и открытий (72) Авторы изобретения Г. И. Цонева, Ю. Н. Андриевичев, P. А. Бот и В. Н. Кондратьев (71) Заявители Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов и Калужский ордена Трудового Красного Знамени завод автотракторного и мотоциклетного электрооборудования (54) АВТОТРАКТОРНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к контактно-транзисторным регуляторам напряжения, работающим в комплекте с генераторами переменного тока, например, автотракторными, обмотка статора которых соединена в звезду.

Известны схемы генераторных установок, в которых цепь обмотки возбуждения генератора и регулирующий орган регулятора включены между нулевой точкой статорных обмоток и общим минусом («массой»), где обмотка возбуждения генератора питается от нулевого вывода генератора, а задающая цепочка от плисового вывода генератора (1, 2).

Известны также схемы, в которых с целью обеспечения возбуждения генератора применяется так называемое «сопротивление подпитки», включающееся между основным и дополнительным плюсовым выводом генератора, питающим обмотку возбуждения генератора (31.

После запуска генераторной установки в таких схемах потенциалы точек подсоединения сопротивления подпитки выравниваются и ток через подпитывающее сопротивление прекращается.

В схемах, где цспь обмотки возбуждения включается мс кду нулевым выводом статорных обмоток генератора и общим минусом, также необходимо наличие устройства для первоначального возбуждения генератора, например «подпитывающего сопротивления», включаемого между «плюсом» схемы и нулевым выводом. «Подпитывающее сопротивление» работает в более тяжелых условиях, так как между «плюсом» и нулевым выводом в рабочем режиме постоянно существует напряжение, равное, примерно, половине выпрямленного, т. е. сопротивление постоянно рассеива10 ет значительную мощность.

Наиболее близким к изобретению является контактно-транзисторный регулятор, в котором цепь обмотки возбуждения включена между нулевым выводом статорных обмоток

15 и «массой», реле-регулятор имеет цепочку обратной связи (диод †сопротивлен), для обеспечения возбуждения генератора он снабжен «подпитывающим сопротивлением», включенным между «плюсом» и нулевым выводом

20 статорных обмоток (2).

Такое включение сопротивления связано с постоянным выделением большой мошности, так как по нему постоянно течет ток (и в период запуска генератора, и в рабочем режиме

25 работы генераторной установки).

Цель изобретения — упрощение схемы и повышение КПД путем обеспечения улучшенпых характеристик возбуждснпя гснсратора, Это достигается за счет подключения точ30 ки соединения диода и резистора цепочки об556549 ратной связи и эмиттеру регулирующего транзистора, что позволяет использовать элементы этой цепочки и термокомпенсационное сопрот ылени" регулятора напряжения для питания обмотки возбуждения генератора только в период запуска генератора, после чего эти элементы выполняют обычную функцию в регуляторе напряжения.

Предлагаемая схема представлена на чертеже, где 1 — генератор, 2 — регулятор на- 1ð пряжения, в котором эмиттерно-коллекторная цепь транзистора 3 с запира,ощим диодом 4 включена в цепь обмотки возбуждения, питающейся от нулевой точки статорных обмоток генератора. Нормально-открытые контакты 5 вибрационного управляющего реле, подающие запирающий сигнал на базу, включены между нулевой точкой статорных обмоток и базой транзистора, нормально-закрытые контакты 6 реле одним концом — к нулевой точке статорных обмоток, а другим через обмотку 7 реле защиты — в цепь коллектора транзистора.

Контакты 8 реле защиты подключены между нулевой точкой статорной обмотки и базовым сопротивлением 9.

Регулятор имеет цепочку обратной связи, состоящую из сопротивления 10 и диода 11.

Задающая цепь регулятора напряжения, состоящая из термокомпенсационного сопротивления 12 и обмотки 13 вибрационного реле включена между «плюсом» силово" о выпрямителя генератора и «массой».

Для улучшения возбуждения генератора средняя точка цепочки обратной связи соединена с эмиттером регулирующего транзистора, Регулятор работает, как обычный контактно-транзисторный регулятор. В момент запуска ток от батареи через термокомпенсационное сопротивление 12 и через диод 11 цепочки обратной связи протекает через открытый 4 эмиттерно-коллекторный переход транзистора на обмотку возбуждения генератора. Термокомпенсационное сопротивление 12 в данном случае является «подпитывающим» сспротивлением. Как только генератор возбудится, по- 45 тенциал эмиттера станет выше потенциала средней точки задающей цепочки и ток через диод 11 на эмиттер транзистора прекращается. Регулятор продолжает нормально функционировать, причем сопротивление 10 обратной связи при таком включении выполняет кроме функции обратной связи функцию сопротивления смецения диода 4, повышая тем самым температурную устойчивость транзистора.

Учитывая, что сопротивление 12 действует как сопротивление подпитки только в момент запуска, то на нем выделяется незначительная мощность. 1аким образом, предложенная схема соединения позволяет использовать цепочку, состоящую из сопротивления 10 и диода 11, как цепочку обратной связи, кроме того, диод 11 этой цепочки осуществляет «подпитку» обмотки возбуждения, сопротивление 10 этой цепочки выполняет роль сопротивления смещения з а пир ающего диода 4.

Зкономическая эффективность предложенной схемы определяется повышением КПД, а также упрощением схемы путем исключения сопротивления подпитки.

Формула изобретения

Автотракторная система электропитания, содержащая генератор переменного тока с выпрямителем, транзистор в цепи питания обмотки возбуждения, соединенной с нулевой точкой статорных обмоток, управляющее вибрационное реле, обмотка которого через термокомпенсационное сопротивление подключена к выпрямителю и через цепочку обратной связи, состоящую из последовательно соединенных диода и резистора, — к коллектору транзистора, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения и повышения КПД, точка соединения диода и резистора упомянутой цепочки обратной связи соединена с эмиттером транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт. св. М 315244, Н 02Р 9/30, 1970.

2. Авт. св. ¹ 474895, Н 02Р 9/30, 1973 (прототип) .

3. Патент США № 3365646, 320 — 64, 1968.

556549

Составитель И, Галиева

Техред 3. Тарасова

Редактор А. Осочников

Корректоры: H. Аук и Е. Хмелева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1103/19 Изд. № 399 Тираж 914 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5