Устройство для импульсного регулирования напряжения на тяговом электродвигателе постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Gll HCAHHE изоы чтения

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 5569б7 и (61) Дополнительное к авт. свид-By— (22) Заявлено 200176 (21) 2316057/11 с присоединениеги заявки № (23) Приоритето†(43) Опубликовано 05.05.77. Бюллетень № 17 (4б) Дата опубликования описания 09.09.77 (51) М. Кл.

В 60 L 15/08//

Н02 P 5/16

Государственный комитет

C0s8T& Министров СССР по делам нзооретений н открытий (53) УДК 621.313,21.013,8:

:621316.632 (088.8) В. С. Хвостов, Я. И. Гаврилов, А. Е. Егнус, 10. A. Зубков, В. И. Копытин и Д. Б. Баумштейн (72) Авторы изобретения (71) За явитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

НА ТЯГОВОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к области управления силовыми тиристорными преобразователями для регулирования напряжения на электродвигателе постоянного тока преимущественно на моторвагонном электроподвижном составе. 5

Изв стны устройства для импульсного регулирования напряжения на тяговом электродвшагеле постоянного тока, содержащие тиристорный преобразователь с регулятором скважности управляющих импульсов, управляемым командоаппара- 10 том. Система управления тиристорным преобразователем может осуществлять стабилизацию тока якоря электродвигателя.

Наиболее е близким техническим решением является устройство для импульсного регулирова- 15 ния напряжения на тяговом электродвигателе постоянного тока, содержащее силовый регулятор, шунтированный ключевым элементом, и тиристорный преобразователь с регулятором скважности управляющих импульсов, включенным между вхо- 2п дом реле максимальной скважности и выходом сумматора, подсоединенного своими входами к датчику тока якоря тягового и ек родвига еия и выходу задатчика установок. один вход которого подсоединен к командоапиара1у. 25 I

Ток обмотки якоря тягового электродвигателя стабилизируется путем изменения скважности (коэффициента заполнения) выходных импульсов регулятора скважности, на вход которого поступает сигнал с сумматора, являняцийся раэностью сигнала с задатчика уставок ) с датчика тока якоря. Если скважность становится максимальной, т.е. близкой к единице, реле максимальной скважности формирует сигнал на включение ключевого эле;,1ента, шунтирующего силовой резистор. Дия уменьшения опасного для тягового электродвигателя броска тока якоря в переходном режиме, вызванном исклю ением иэ цепи обмотки якоря силового резистора, необходимо, чтобы датчик тока якоря и регулятор скважности управлякицих импульсов обладали высоким быстродействием.

Цель изобретения — улучшение динамики регулирования напряжения на тяговол1 электродвигателе.

Для этого устройство снабжено блоком понижения уставки, ошш вход которого нодкингчен к выходу реле максимальной скважности, flp)1 ои вход -- к выходу ключевого элемент, а выход к др)чому входу задатчика уставок, и блоком временнои задержки, включенным между ем ж< BI.L.

556967 ходом реле максимальной скважности и входом ключевого элемента.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая блок-схема устройства; на фиг, 2 — диаграмму его работы.

Обмотка 1 якоря тягового электродвигателя, снабженного обмоткой 2 возбуждения, получает питанйе через тиристорный преобразователь 3, подключенный к источнику питания, например к контактной сети, силовой резистор 4 и датчик 5 тока якоря. Резистор 4 шунтирован ключевым элементом 6, например тиристором или контактором.

Выход регулятора 7 скважности управляющих импульсов подсоединен к преобразователю 3 и ко входу реле 8 максимальной скважности, а вход — к выходу сумматора 9, входы которого подключены к датчику 5 тока якоря и к выходу задатчнка 10 уставок, входы задатчика 10 уставок подключены к командоаппарату 11 и к выходу блока 12 понижения уставки, который своими входами присоединен к выходам реле 8 максимальной скважности и элемента 6, при. этом вход элемента 6 подключен к выходу реле 8 максимальной скважности через блок 13 временной задержки..

В процессе торможения ток якоря стабилизируется с помощью импульсного тирнсторного преобразователя 3 путем изменения скважности управляющих импульсов, которые поступают с регулятора 7 скважности управляющих импульсов. Управляющим сигналом для регулятора 7 скважности служит сигнал с сумматора 9, который представляет собой результат сравнения сигнала с датчика 5 тока якоря и сигнала0 е с эадатчика 10. Величина уставки определяется командой с командоаппарата 11, которая поступает на первый вход задатчика 10 уставок.

По мере снижения скорости вращения тягового электродвигателя скважность изменяется от своего минимального значения до максимального, близкого к единице, при этом резистор 4 остается введенным в цепь обмотки якоря. При этом (в момент времени t>, на фиг. 2) срабатывает реле 8 максимальной скважности, которое подает команду на первый вход блока 12 понижения уставки. Этот блок, воздействуя на второй вход задатчика 10 уставок, снижает уставку тока якоря до заданного минимального значения. Команда с реле 8 максимальной скважности одновременно с блоком 12 поступает и на вход блока 13 временной задержки, Через время задержки (tq — t ) в момент времени

tz срабатывает элемент 6 резистора 4. Величина задержки (tz — t>) определяется временем, необходимым для снижения уставки тока якоря блоком 12. В момент шунтирования резистора 4 возникает бросок тока якоря. Одновременно с исключением резистора 4 элемент 6 в момент времени т подает команду на второй вход блока 12 понижения уставки к моменту времени t3, который возвращает уставку тока якоря на первоначально заданный с командоаппарата 11 уровень. Далее процесс торможения продолжается с выведенным резистором 4 и скважность по мере снижения скорости снова изменяется от минимальной до максимальной, Таким образом, возможна реализация приемлемых параметров переходного процесса, возникающего при шунтировании силового резистора в цепи обмс тки якоря, без предъявления высоких требований по быстродействию к регулятору скважности управляющих импульсов и датчику тока якоря, 25

Формула изобретения

Устройство для импульсного регулирования назО пряжения на тяговом электродвигателе постоянного тока, содержащее силовой резистор, шунтированный ключевым элементом, и тиристорный преобразователь с регулятором скважностн управляющих импульсов, включенным между входом реле

35 максимальной скважности и выходом сумматора, подсоединенного своими входами к датчику тока якоря тягового электродвигателя и выходу задатчика уставок, один вход которого подсоединен к командоаппарату, от ли чающее с я тем, что, с аО целью улучшения динамики регулирования, оно снабжено блоком понижения уставки, один вход которого подключен к выходу реле максимальной скважности, другой вход — к выходу ключевого элемента, а выход — к другому входу задатчика

45 уставок, и блоком временной задержки, включенным между тем же выходом реле максимальной скважности и входом ключевого элемента.

556967

Фиг. 2

Составитель В. Кучумов

Техрел А Лемъянова

Корректор А. Жолтани

Редактор Ф. Хлебников

Заказ 1065/45

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 893 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытиЯ

113035 ° Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5